Из истории Варшавского вокзала

Варшавский вокзал — одно из наиболее известных исторических мест Петербурга, построенный в 1852-1853 годах в стиле эклектики по проекту К.А. Скаржинского.

К нему также относилась и железная дорога, связывающая Варшаву с Санкт-Петербургом.

Строительство, которое велось на средства из царской казны, приостановилось из-за Крымской войны, после которой казна уже не могла оплачивать работы. Магистраль приобрело Главное общество Российских железных дорог 28 января 1857 года. Однако после 1858 года началось кардинальное переустройство Варшавского вокзала целью его расширения.

Работа продолжилась, и новым архитектором стал П.О. Сальманович, по инициативе которого к зданию вокзала были пристроены каменные бани, пакгаузы и жилые дома для служащих. В 1858 году на Варшавский вокзал было проведено газовое освещение. А уже в 1859 году дорога проложена до Пскова, 15 (27) декабря 1862 года открыто движение до Варшавы (Петербурго-Варшавская железная дорога). Отдельная ветка до прусской границы (Ландварово — Вержболово) соединила Санкт-Петербург со столицами европейских государств.

С появлением ветки, связавшей столицу Российской империи с Европой, увеличилось число богатых людей, которые выбирали именно данный способ для своих путешествий.
Стали изготавливаться специальные вагоны, блиставшие роскошью и оснащенные всеми удобствами.

Такие апартаменты требовали особого обращения, поэтому на Варшавском вокзале был оборудован единственный в России теплый павильон для парковки.

Всё-таки простым людям туда было не попасть, поэтому это место являлось достаточно малозагруженным. По этой причине в годы Первой мировой войны Варшавский вокзал принимал эшелоны с ранеными, для этого к платформам специально была проложена ветка от городской трамвайной сети, позже продлённая в грузовой двор станции и существовавшая в таком виде до 1993 года.

В 1908 году на Варшавском вокзале была предпринята попытка ввода «перронного контроля». С каждого провожающего начали снимать плату в 10 копеек, это должно было предотвратить давку на перронах, принести дополнительный доход казне. Указ о перронном контроле вступил в силу 10 марта, его осуществление началось 21 марта. Но платный вход для провожающих действовал не долго, потому что кассы иногда работали неисправно, не выдавая билет взамен денег.

Для доставки грузов на заводы в 1930-е годы на Горячем Поле близ Варшавского вокзала были построены трамвайно-железнодорожная погрузочная станция и грузовой трамвайный парк.

Согласно Генеральному плану 1935 года Измайловский проспект планировалось продлить через территорию вокзала к юго-западу, при этом здание Варшавского вокзала предполагалось снести. Эти планы не были реализованы.

В годы Великой Отечественной войны вокзал сильно пострадал от обстрелов, поскольку всего лишь в десяти километрах от Обводного канала проходила линия фронта. После войны были проведены масштабные реставрационные работы, завершенные в 1949 году. Вокруг вокзала появились зеленые насаждения, а на его территории – удобные вестибюли, рестораны, залы ожидания для пассажиров поездов дальнего следования и пригородных электричек. В центральном проеме фасада, на месте бывшего витража, был установлен памятник В.И. Ленину.

Говорят, что именно это шедевр советской скульптуры и спас в свое время вокзал от сноса.

В годы расцвета советской власти Варшавский вокзал был единственным международным вокзалом города. От его перронов отправлялись составы в Прибалтику, на западную Украину, в Берлин, Дрезден, Варшаву, Будапешт, Софию, Прагу. Ежедневно вокзал обслуживал по 18-20 пар поездов дальнего следования, не считая пригородных электричек. Но уже 15 мая 2001 года вокзал был закрыт на реконструкцию, поезда пригородного и дальнего сообщения были переведены на другие вокзалы. После этого на части путей развернули экспозицию Музея железнодорожной техники имени В. В. Чубарова.

А чуть позже, в 2003-2006 годах бывший вокзал был полностью отреставрирован и реконструирован по проекту итальянского архитектора Джованни Бартоли. Сегодня в его стенах расположился торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс» с современным кинотеатром, боулингом, катком, многочисленными магазинами и бутиками. Железнодорожный музей действует и поныне, только разместился он под открытым небом, а составы и поезда из разных эпох стоят возле бывших перронов.


Софья Гриненко



Присоединяйтесь к нам в соцсетях:



Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»