Обводный канал: история строительства и современное состояние

16.11.2020

История Обводного канала в Санкт-Петербурге крайне любопытна и интересна.

И ниже мы подробно о ней расскажем.

Когда-то Обводный канал обозначал край города. Также как по Фонтанке проходила граница Петербурга XVIII века, Петербург XIX века заканчивался у Обводного канала, дальше уже шли предместья. (Не забудьте, пожалуйста, подписаться на тг-канал «Вечерний Питер» https://t.me/vecherka_spb_ru ).

И хотя край города с тех пор значительно отодвинулся, и облик Обводного канала за прошедший XX век изменился, да и само понятие «края города» во времени претерпело изменение, но что-то вечное, неизменно-окраинное остается здесь до сих пор.

Обводный канал в Петербурге – это не только гидротехническое сооружение, очень передовое для своего времени, не только транспортная магистраль, соединяющая порт и верхнее течение Невы, – это еще и художественный образ города, занимающий такое же важное, знаковое место в его культуре, как и Невский проспект.

По крайней мере, представление о Петербурге без Обводного канала будет неполным.

обводный канал петербург старое фото

Всегда существовало противостояние Петербурга парадного, строгого, стройного, официального и – окраинного, хозяйственно-промышленного, дымного, необустроенного.

Но и тот, и другой составляли единое целое – столицу Российской Империи. И влияние их на характер столицы, значение в ее развитии с обеих сторон было равным.

«Город – это суммарный итог непрерывной творческой деятельности каждого из живущих в нем… Самый последний бродяга, не имеющий своего угла, является таким же творцом. Города, как и прославленный архитектор, застроивший его великолепными дворцами, разница лишь в “материале”, в котором находит воплощение творческий порыв их жизни».

Данное высказывание совершенно точно совпадает и с творческим вкладом пространственно-культурной субстанции Обводного канала в исторический контекст Петербурга. Обводный канал – это заводы и фабрики, с которыми связано начало промышленного переворота в Санкт-Петербурге и в России.

Обводный канал – один из главных искусственных водных протоков Санкт-Петербурга, самый длинный из них (его протяженность более 8 км).

Канал является условной границей южного промышленного пояса города. Многие здания, стоящие вдоль набережных Обводного канала – гражданские и промышленные, мосты и подпорные стенки, – представляют значительный интерес в историко-архитектурном отношении.

Сложившаяся к настоящему времени архитектурная среда вдоль берегов канала носит ярко выраженный индивидуальный характер и является такой же неотъемлемой частью Петербурга, как, например, Невский проспект, Коломна, Васильевский остров.

История строительства

История строительства Обводного канала делится на два периода – конец 1760-х – 1770-е годы и 1805-1833 годы.

Первоначально канал был задуман как городской пограничный ров для таможенных и пограничных целей. Заставы, расположенные на главных магистралях, ведущих в столицу, осуществляли паспортный контроль, здесь же досматривались товары. Ров между заставами служил так же санитарной защитой города в случае эпидемий.

К концу XVIII века городская застройка уже значительно продвинулась за Фонтанку, служившую пограничной чертой Петербурга.

Кроме усадебных участков по Фонтанке, здесь располагались обширные слободы гвардейских полков – Измайловского, Семеновского и Преображенского.

По южным границам участков Семеновского и Измайловского полков, была проложена трасса канала, или выгонного рва. К его строительству приступили в конце 1760-х годов, и к концу 1770-х годов он был доведен почти до Лиговского канала.

обводный канал петербург старое фото
Обводный канал 1960 – 1962 г. Альбом «Мосты и набережные Ленинграда», 1963 г

Второй этап строительства начался в 1805 года по указу Александра I. По новому проекту Обводный канал представлял собой транспортную магистраль, соединявшую Неву со взморьем, минуя ее дельту и городской центр.

Строительству канала сопутствовали сложные инженерные работы по его углублению и расширению, засыпке части русла реки Волковки, сооружению каменного акведука в месте пересечения с Лиговским каналом, устройства нового русла реки Монастырки и другие. Руководство работами было поручено генерал лейтенанту И.К. Герарду.

Работы, прерванные Отечественной войной 1812 года, были продолжены в 1816-1821 годах. Завершением строительства канала руководил известный инженер, генерал-майор П.П. Базен.

25 октября 1833 года Обводный канал был торжественно открыт для судоходства.

обводный канал петербург старое фото

Он представлял сложное для того времени гидротехническое сооружение с земляными откосами, укрепленными шпунтовым рядом и булыжной бермой. Через канал были перекинуты чугунные и деревянные мосты, выполненные по новейшим проектам, в том числе мост-акведук, по которому протекал Лиговский канал над Обводным каналом.

Около Александро-Невской лавры канал расширялся: здесь находилась гавань для речных судов. С той же целью в 1840-х годов был прорыт Г-образный бассейн или ковш.

Ко времени открытия судоходства северный берег канала был достаточно освоен.

На планах того времени выделяются большие корпуса Измайловских провиантских магазинов (1819-1821, арх. В.П. Стасов), ямская слобода, где близ канала находилась Крестовоздвиженская церковь с высокой колокольней, комплекс Духовной академии (главное здание – 1817-1821, арх. Л. Руска, И.И. Шарлемань 1-й).

На южном берегу кроме П-образного здания Скотопригонного двора (1823-1826, арх. И.И. Шарлемань 1-й) обозначены обширные пустые участки.

обводный канал петербург старое фото

Новая судоходная магистраль способствовала развитию города. Берега канала стали активно застраиваться.

Прежде всего, широкие возможности открывались для возникновения промышленных предприятий: многим производствам требовалось большое количество оборотной воды; кроме того, это была удобная и дешевая транспортная артерия для перевозки сырья и готовых изделий.

Вдоль канала начали интенсивно строиться заводы и фабрики, склады. При строительстве Царскосельской и Николаевской железных дорог через канал были переброшены путепроводы.

К заводским постройкам в середине XIX века добавились здания Варшавского и Балтийского вокзалов, церковь св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка.

В начале XX века возле Варшавского вокзала была построена церковь Воскресения Христова с высокой колокольней.

Эти здания акцентировали застройку берегов канала. Но по-прежнему в формировании образного ряда Обводного канала доминировали промышленные корпуса.

В первую очередь это относится к колоссальным по протяженности (более 500 м) зданиям Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник».

Корпуса Российской бумагопрядильной мануфактуры, газгольдеры Главного газового завода, здания и трубы Новой бумагопрядильной мануфактуры, электростанции Общества электрического освещения, элеватор в невском устье канала – все эти комплексы производственных построек создали характерную для Обводного канала архитектурную среду.

обводный канал петербург старое фото

газгольдер петербург старое фото
Газгольдер на Обводном канале

Строительство промышленных предприятий повлекло за собой формирование вокруг них жилых кварталов для рабочих с объектами социальной инфраструктуры – больниц, клубов, кинематографа, ночлежных домов.

Реже возводились традиционные доходные дома, предназначавшиеся для сдачи квартир внаем. Вдоль северного берега канала между Московской железной дорогой и рекой Монастыркой были построены протяженные здания казарм Сводного казачьего полка.

В 1930-е годы на месте мастерских Варшавского вокзала был построен Завод подъемнотранспортного оборудования. Тогда же построили завод «Металлист», Молочный комбинат № 1, Завод стандартного домостроения и другие предприятия.

Рядом с заводами строились клубы, детские сады, школы, жилые дома. Новой доминантой в панораме Обводного канала стало здание Фрунзенского универмага (1934-1938, арх. Е.И. Катонин, Л.С. Катонин).

В 1930-е годы значительная часть деревянных мостов через Обводный канал была заменена на более современные и начались работы по расширению и архитектурному оформлению берегов канала с возведением каменных подпорных стен.

Фрунзенский универмаг петербург старое фото
Фрунзенский универмаг

Были построены железобетонные арочные Шлиссельбургский, Ново-Калинкин, Ново-Петергофский мосты. От Ново-Калинкина моста до Балтийского вокзала и от Шлиссельбургского моста до Лиговского проспекта берега канала были укреплены бетонированной стеной и устроено мощение набережных диабазом.

В послевоенный период (1950-е) продолжалось укрепление берегов и благоустройство набережных Обводного канала. Из построек этого времени можно отметить гигантский элеватор на ковше.

В 1960-е – 1970е годы на набережных было возведено несколько жилых и производственных зданий – «коробок», резко противоречащих сложившейся архитектурной среде.

При том, что застройка по каналу неоднородна, она имеет определенную цельность и ряд зданий – автовокзал, производственный корпус «Дагвино», новый корпус НПО фанеры, явно диссонируют с окружающей архитектурной средой.

обводный канал ленинград старое фото
Обводный канал 1960 – 1962 г. Альбом «Мосты и набережные Ленинграда», 1963 г

К концу XX века образный архитектурный ряд Обводного канала во многом изменился по сравнению с его началом. Утрачена церковь святого Мирония, засыпан Введенский канал, соединявший Обводный с Фонтанкой.

Засыпана река Таракановка.

С засыпкой Лиговского канала был реконструирован мост-акведук. Многие производственные здания в настоящее время перепрофилированы или разрушаются – корпуса Новой бумагопрядильной мануфактуры, часть корпусов «Треугольника».

Вместе с тем, архитектурная среда набережных канала по-прежнему остается очень индивидуальной с преобладанием промышленной темы.

Краснокирпичные здания с высокими дымовыми трубами, водонапорными башнями доминируют в застройке. Канал утратил свое значение водной транспортной магистрали, превратившись со временем в автотранспортную магистраль.

обводный канал петербург старое фото
«Красный треугольник» на Обводном канале 1952 – 1959 г.

Современное состояние канала

В настоящее время ведутся разработки по дальнейшему преобразованию канала как одной из главных транспортных артерий города, включающих важные транзитные узлы: вокзалы, метро, развязки.

Рассматриваются различные варианты устройства новых развязок в разных уровнях, в том числе его засыпка и возможность прокладки транспортной трассы по дну русла канала.

Кроме своего утилитарного назначения Обводный канал играет важную историко-архитектурную роль, как своеобразный, характерный район Петербурга.

Многие здания и сооружения по его берегам находятся под охраной государства, являясь памятниками истории и культуры.

обводный канал петербург красивое фото

Канал строился как судоходный. Сейчас он сильно обмелел: судоходство затруднено, могут проходить небольшие суда с малой осадкой.

Сам канал также представляет историческую ценность как значительное инженерное гидротехническое сооружение XIX века. Поэтому утрата водного пространства канала нанесет значительный ущерб его историко-архитектурному облику.

Почти два столетия заводы, фабрики, мосты и церкви отражаются в воде Обводного канала, создавая особую атмосферу и образный ряд этой части города.

обводный канал петербург красивое фото

Может быть интересным:

Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb

Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb

Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина» 

 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»