История Обводного канала в Санкт-Петербурге крайне любопытна и интересна.
И ниже мы подробно о ней расскажем.
Когда-то Обводный канал обозначал край города. Также как по Фонтанке проходила граница Петербурга XVIII века, Петербург XIX века заканчивался у Обводного канала, дальше уже шли предместья. (Не забудьте, пожалуйста, подписаться на тг-канал «Вечерний Питер» https://t.me/vecherka_spb_ru ).
И хотя край города с тех пор значительно отодвинулся, и облик Обводного канала за прошедший XX век изменился, да и само понятие «края города» во времени претерпело изменение, но что-то вечное, неизменно-окраинное остается здесь до сих пор.
Обводный канал в Петербурге – это не только гидротехническое сооружение, очень передовое для своего времени, не только транспортная магистраль, соединяющая порт и верхнее течение Невы, – это еще и художественный образ города, занимающий такое же важное, знаковое место в его культуре, как и Невский проспект.
По крайней мере, представление о Петербурге без Обводного канала будет неполным.
Всегда существовало противостояние Петербурга парадного, строгого, стройного, официального и – окраинного, хозяйственно-промышленного, дымного, необустроенного.
Но и тот, и другой составляли единое целое – столицу Российской Империи. И влияние их на характер столицы, значение в ее развитии с обеих сторон было равным.
«Город – это суммарный итог непрерывной творческой деятельности каждого из живущих в нем… Самый последний бродяга, не имеющий своего угла, является таким же творцом. Города, как и прославленный архитектор, застроивший его великолепными дворцами, разница лишь в “материале”, в котором находит воплощение творческий порыв их жизни».
Данное высказывание совершенно точно совпадает и с творческим вкладом пространственно-культурной субстанции Обводного канала в исторический контекст Петербурга. Обводный канал – это заводы и фабрики, с которыми связано начало промышленного переворота в Санкт-Петербурге и в России.
Обводный канал – один из главных искусственных водных протоков Санкт-Петербурга, самый длинный из них (его протяженность более 8 км).
Канал является условной границей южного промышленного пояса города. Многие здания, стоящие вдоль набережных Обводного канала – гражданские и промышленные, мосты и подпорные стенки, – представляют значительный интерес в историко-архитектурном отношении.
Сложившаяся к настоящему времени архитектурная среда вдоль берегов канала носит ярко выраженный индивидуальный характер и является такой же неотъемлемой частью Петербурга, как, например, Невский проспект, Коломна, Васильевский остров.
История строительства
История строительства Обводного канала делится на два периода – конец 1760-х – 1770-е годы и 1805-1833 годы.
Первоначально канал был задуман как городской пограничный ров для таможенных и пограничных целей. Заставы, расположенные на главных магистралях, ведущих в столицу, осуществляли паспортный контроль, здесь же досматривались товары. Ров между заставами служил так же санитарной защитой города в случае эпидемий.
К концу XVIII века городская застройка уже значительно продвинулась за Фонтанку, служившую пограничной чертой Петербурга.
Кроме усадебных участков по Фонтанке, здесь располагались обширные слободы гвардейских полков – Измайловского, Семеновского и Преображенского.
По южным границам участков Семеновского и Измайловского полков, была проложена трасса канала, или выгонного рва. К его строительству приступили в конце 1760-х годов, и к концу 1770-х годов он был доведен почти до Лиговского канала.
Второй этап строительства начался в 1805 года по указу Александра I. По новому проекту Обводный канал представлял собой транспортную магистраль, соединявшую Неву со взморьем, минуя ее дельту и городской центр.
Строительству канала сопутствовали сложные инженерные работы по его углублению и расширению, засыпке части русла реки Волковки, сооружению каменного акведука в месте пересечения с Лиговским каналом, устройства нового русла реки Монастырки и другие. Руководство работами было поручено генерал лейтенанту И.К. Герарду.
Работы, прерванные Отечественной войной 1812 года, были продолжены в 1816-1821 годах. Завершением строительства канала руководил известный инженер, генерал-майор П.П. Базен.
25 октября 1833 года Обводный канал был торжественно открыт для судоходства.
Он представлял сложное для того времени гидротехническое сооружение с земляными откосами, укрепленными шпунтовым рядом и булыжной бермой. Через канал были перекинуты чугунные и деревянные мосты, выполненные по новейшим проектам, в том числе мост-акведук, по которому протекал Лиговский канал над Обводным каналом.
Около Александро-Невской лавры канал расширялся: здесь находилась гавань для речных судов. С той же целью в 1840-х годов был прорыт Г-образный бассейн или ковш.
Ко времени открытия судоходства северный берег канала был достаточно освоен.
На планах того времени выделяются большие корпуса Измайловских провиантских магазинов (1819-1821, арх. В.П. Стасов), ямская слобода, где близ канала находилась Крестовоздвиженская церковь с высокой колокольней, комплекс Духовной академии (главное здание – 1817-1821, арх. Л. Руска, И.И. Шарлемань 1-й).
На южном берегу кроме П-образного здания Скотопригонного двора (1823-1826, арх. И.И. Шарлемань 1-й) обозначены обширные пустые участки.
Новая судоходная магистраль способствовала развитию города. Берега канала стали активно застраиваться.
Прежде всего, широкие возможности открывались для возникновения промышленных предприятий: многим производствам требовалось большое количество оборотной воды; кроме того, это была удобная и дешевая транспортная артерия для перевозки сырья и готовых изделий.
Вдоль канала начали интенсивно строиться заводы и фабрики, склады. При строительстве Царскосельской и Николаевской железных дорог через канал были переброшены путепроводы.
К заводским постройкам в середине XIX века добавились здания Варшавского и Балтийского вокзалов, церковь св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка.
В начале XX века возле Варшавского вокзала была построена церковь Воскресения Христова с высокой колокольней.
Эти здания акцентировали застройку берегов канала. Но по-прежнему в формировании образного ряда Обводного канала доминировали промышленные корпуса.
В первую очередь это относится к колоссальным по протяженности (более 500 м) зданиям Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник».
Корпуса Российской бумагопрядильной мануфактуры, газгольдеры Главного газового завода, здания и трубы Новой бумагопрядильной мануфактуры, электростанции Общества электрического освещения, элеватор в невском устье канала – все эти комплексы производственных построек создали характерную для Обводного канала архитектурную среду.
Строительство промышленных предприятий повлекло за собой формирование вокруг них жилых кварталов для рабочих с объектами социальной инфраструктуры – больниц, клубов, кинематографа, ночлежных домов.
Реже возводились традиционные доходные дома, предназначавшиеся для сдачи квартир внаем. Вдоль северного берега канала между Московской железной дорогой и рекой Монастыркой были построены протяженные здания казарм Сводного казачьего полка.
В 1930-е годы на месте мастерских Варшавского вокзала был построен Завод подъемнотранспортного оборудования. Тогда же построили завод «Металлист», Молочный комбинат № 1, Завод стандартного домостроения и другие предприятия.
Рядом с заводами строились клубы, детские сады, школы, жилые дома. Новой доминантой в панораме Обводного канала стало здание Фрунзенского универмага (1934-1938, арх. Е.И. Катонин, Л.С. Катонин).
В 1930-е годы значительная часть деревянных мостов через Обводный канал была заменена на более современные и начались работы по расширению и архитектурному оформлению берегов канала с возведением каменных подпорных стен.
Были построены железобетонные арочные Шлиссельбургский, Ново-Калинкин, Ново-Петергофский мосты. От Ново-Калинкина моста до Балтийского вокзала и от Шлиссельбургского моста до Лиговского проспекта берега канала были укреплены бетонированной стеной и устроено мощение набережных диабазом.
В послевоенный период (1950-е) продолжалось укрепление берегов и благоустройство набережных Обводного канала. Из построек этого времени можно отметить гигантский элеватор на ковше.
В 1960-е – 1970е годы на набережных было возведено несколько жилых и производственных зданий – «коробок», резко противоречащих сложившейся архитектурной среде.
При том, что застройка по каналу неоднородна, она имеет определенную цельность и ряд зданий – автовокзал, производственный корпус «Дагвино», новый корпус НПО фанеры, явно диссонируют с окружающей архитектурной средой.
К концу XX века образный архитектурный ряд Обводного канала во многом изменился по сравнению с его началом. Утрачена церковь святого Мирония, засыпан Введенский канал, соединявший Обводный с Фонтанкой.
Засыпана река Таракановка.
С засыпкой Лиговского канала был реконструирован мост-акведук. Многие производственные здания в настоящее время перепрофилированы или разрушаются – корпуса Новой бумагопрядильной мануфактуры, часть корпусов «Треугольника».
Вместе с тем, архитектурная среда набережных канала по-прежнему остается очень индивидуальной с преобладанием промышленной темы.
Краснокирпичные здания с высокими дымовыми трубами, водонапорными башнями доминируют в застройке. Канал утратил свое значение водной транспортной магистрали, превратившись со временем в автотранспортную магистраль.
Современное состояние канала
В настоящее время ведутся разработки по дальнейшему преобразованию канала как одной из главных транспортных артерий города, включающих важные транзитные узлы: вокзалы, метро, развязки.
Рассматриваются различные варианты устройства новых развязок в разных уровнях, в том числе его засыпка и возможность прокладки транспортной трассы по дну русла канала.
Кроме своего утилитарного назначения Обводный канал играет важную историко-архитектурную роль, как своеобразный, характерный район Петербурга.
Многие здания и сооружения по его берегам находятся под охраной государства, являясь памятниками истории и культуры.
Канал строился как судоходный. Сейчас он сильно обмелел: судоходство затруднено, могут проходить небольшие суда с малой осадкой.
Сам канал также представляет историческую ценность как значительное инженерное гидротехническое сооружение XIX века. Поэтому утрата водного пространства канала нанесет значительный ущерб его историко-архитектурному облику.
Почти два столетия заводы, фабрики, мосты и церкви отражаются в воде Обводного канала, создавая особую атмосферу и образный ряд этой части города.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»