История завода «Русский Рено» в Санкт-Петербурге на Большом Сампсониевском проспекте интересна и любопытна.
Речь идет об историческом здании завода, принадлежавшем до революции французскому Акционерному обществу «Русский Рено».
Завод располагался по адресу Большой Сампсониевский проспект, 77 ( далее здание располагалось внутри производственной площадки, формально зарегистрированной по адресу Кантемировская улица, 11) недалеко от пересечения с нынешней улицей Александра Матросова.
Как следует из названия, завод занимался сборкой автомобилей марки «Рено», а также авиационных моторов для бомбардировщиков Игоря Сикорского «Илья Муромец».
С 2001 года этот производственный корпус, построенный знаменитым русским архитектором А.Ф. Бубырем, находился под охраной государства.
На основании распоряжения КГИОП «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» №10-126 от 19.03.2014 г. являлся памятником градостроительства и архитектуры регионального значения, как «Сборочная мастерская автомобильной фабрики «Русский Рено».
В государственном реестре — номер 781610422880005.
Для архитектора и гражданского инженера Алексея Федоровича Бубыря (1876-1919) проект «Русского Рено» стал последним в карьере.
Один из самых ярких представителей русского (северного) модерна, он — автор множества гражданских и промышленных зданий в Петербурге, Ревеле и Сочи. Часто сотрудничал с архитекторами Н.В. Васильевым и Л.А. Ильиным, который позже вспоминал о своем соратнике: «Превосходный строитель, организатор и принципиальный поборник нового стиля в архитектуре».
Как отмечают специалисты, лучшие произведения Бубыря характеризуются выразительностью облика, лаконичностью форм и рациональной структурой.
Архитектор гармонично сочетал современные ему строительные конструкции и отделочные материалы с новой пластикой, свободной от мелочного декора. Он тяготел к системе, в которой угадываются предпосылки функционализма 1920-х и 1930-х годов.
За успешную работу над проектом завода Бубырь был включен в число акционеров «Русского Рено», он также стал владельцем собственного авто марки «Рено», благодаря чему превратился в заядлого гонщика.
Именно в такой лаконично-рациональной манере и построен многопролетный комплекс завода «Русский Рено».
К главному корпусу, в котором располагался сборочный цех, были пристроены меньшие, чем он, однопролетные корпуса-галереи, в которых размещались механические цеха.
Гениальность задумки заключалось в том, что количество пролетов могло неограниченно увеличиваться по мере развития производства.
Именно так и произошло. Сначала в 1914 году был построен главный корпус с двумя однопролетными корпусами. В 1916 году к ним были пристроены еще два корпуса.
В 30-х годах завод был расширен еще на 12 пролетов, а после войны — на пять.
Одновременно, исходная конструкция здания, позволила надстроить второй этаж в западной части корпусов-галерей для размещения конструкторских и производственных служб завода.
Первоначальный облик сооружения, несмотря на простоту и некоторый аскетизм, впечатлял монументальностью и своеобразным величием.
Интерьер завода был подчеркнуто легким, решен был с использованием новых возможностей железобетонных конструкций.
Горизонтальное ленточное освещение на боковых стенах дополнено фонарями верхнего света и большими витражами в торцах мастерской.
Благодаря продуманному остеклению достигалось хорошее естественное освещение внутри здания.
На фасаде главного корпуса расположено большое арочное окно, образующее с проемом ворот единый элемент композиции, фланкируемый парами сдвоенных узких окон. Через широкие удобные ворота осуществлялась выкатка готовых автомобилей.
Интересно это здание не только как архитектурный памятник, но и с исторической точки зрения. Именно это место можно считать колыбелью петербургско-ленинградской авто-, мотопромышленности и авиационного моторостроения.
В 1912 году основатель французской автомобильной фирмы Renault Луи Рено открыл представительство в Санкт-Петербурге по продаже своих автомобилей и других товаров в России.
Новая фирма получила длинное название «Французское Общество автомобилей Рено для России». Автосалон «Автомобилей Рено» был открыт в самом центре столицы, рядом с Императорской резиденцией, — на Невском проспекте в доме 7-9, а на Английском проспекте, 12 располагался гараж.
Торговля велась довольно бойко — в месяц продавалось от 5 до 10 машин. Несколько машин «Рено» было закуплено Царским Двором и Учебной авторотой. В 1913-1914 годах количество проданных автомобилей возросло, поэтому встал вопрос о создании ремонтно-сборочного предприятия.
16 июня 1914 года Санкт-Петербургская Городская Управа дала разрешение фирме «Автомобили Рено» на строительство «починочной мастерской» во 2-м участке Выборгской части по Большому Сампсониевскому проспекту, 75-77 между Батениной улицей (ныне улица Александра Матросова) и Флюговым переулком (ныне Кантемировская улица).
Уже в июне 1914 года началось строительство первого в Петербурге автомобильно-ремонтного предприятия, а к концу года производственные мастерские начали заполняться самыми передовыми и современными по тому времени оборудованием и станками. И первые отремонтированные и собранные автомобили стали выходить из ворот починочной мастерской.
Одновременно, 20 октября 1914 года, в Санкт-Петербурге Высочайшим разрешением было создано Акционерное общество, в Уставе которого говорилось следующее:
» … целью создаваемого предприятия является устройство, приобретение и эксплуатация мастерских, фабрик и заводов для изготовления и ремонта разных типов автомобилей, вагонов, карет, тележек, экипажей всех видов, лодок, моторов, машин и двигателей, приводимых в действие паром, электричеством или иными силами, частей машинного оборудования, частей автомобилей и автомобильных принадлежностей, торговля всеми означенными предметами, приобретение, продажа и эксплуатация изобретений, относящихся ко всем видам автомобилей, их принадлежностей и к таксометрам».
Первоначальный уставный капитал предприятия составлял 1 миллион рублей, впоследствии его увеличили до 8 миллионов! Акционерное общество, с согласия Луи Рено, получило название «Русский Рено».