История Кантемировской улицы в Петербурге уходит своими корнями далеко в XIX век, когда она являлась Флюговым переулком.
Кантемировской же официально она стала в Ленинграде — 15 декабря 1952 года.
Кантемировская улица расположена в муниципальном округе Сампсониевское в Выборгском районе и частично в Приморском районе Петербурга.
Она связывает собой проспект Маршала Блюхера и Кушелевскую дорогу, с одной стороны с Выборгской, Ушаковской набережными и Кантемировским мостом с другой, соединяя Выборгский район с Петроградским, Приморским и Калининским.
Как уже упоминалось выше, ранее улица являлась Флюговским (или Флюговым) переулком.
Таким названием он обязан фамилии владельца канатной фабрики Гавриле Ивановичу Флуг (немецк. Габриэль Генрих Флуг, Флюг или Пфлух, Heinrich Gabriel Pflug), которая находилась в территориальной близости с ним.
К слову, он был одним из предков художника Ильи Глазунова. Правнуком Флуга по материнской линии и был известный русский художник.
Его творческий путь начался в середине XX века. Семья бизнесмена дружила с их современным художником, известным своими портретами и жанровыми картинами Павлом Федотовым, а также выступала и сидела для некоторых из его работ.
Флуг владел веревочной фабрикой у Выборгской набережной в 1772 — 1830 гг.
Фабрика стала текстильной Выборгской мануфактурой, а затем Никольской мануфактурой акционерного общества «Воронин, Лютш и Чешер», в советское время — комбинатом «Красный маяк».
Затем с 1990-х годов производство на ней было свёрнуто, в связи с банкротством.
После того, как текстильная фабрика обанкротилась в постсоветское время, ее производственные корпуса были отремонтированы, чтобы разместить часть кампуса Санкт-Петербургского университетского городка Высшей школы экономики после 1991 года.
Таким образом, с середины второго десятилетия 21 века здание у Кантемировского моста занимают подразделения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Название Флюговский переулок существовало с 1830-х годов и первоначально относилось к участку от Выборгской набережной до Большого Сампсониевского проспекта.
Проезд от Большого Сампсониевского проспекта до Парголовской улицы с 50-х годов XIX века и до 5 марта 1871 года носил название поначалу Большой Муринской дороги, или Муринской улицы, затем просто Муринской улицы.
5 марта 1871 года оба эти участка получили название Флюговского переулка. В конце XIX века к улице был присоединен ещё один участок — до нынешней улицы Харченко (в прошлом Антоновского переулка); название было изменено на Флюгов переулок.
В непосредственной близости от улицы также были здания, построенные к 1914 году для акционерного общества «Русский автомобильный завод Рено» .
Здания были пристроены спустя десятилетия после советской национализации. Неоднократно перестраиваясь под разными названиями, машиностроительный завод в итоге получил имя главного конструктора своей основной продукции — авиадвигателей — академика Владимира Климова, именем которого также была названа прилегающая к нему городская площадь с кольцевой развязкой.
К 2020 году помещения завода освобождены под перепланировку, в основном, под жилье. Для розничных потребителей завод производил газовые зажигалки, и ему было поручено спроектировать факел для летних Олимпийских игр 1980 года , которые проводились в Советском Союзе в Москве, Ленинграде, Таллинне и др.
На улице (№ 17) можно увидеть два особняка постройки до 1917 года и рядом с ним.
Остальные сохранившиеся постройки на улице относятся к 1930-м годам: Дома специалистов — построенные для представителей элиты советского общества и работников разных отраслей экономики, науки, культуры, городского хозяйства и других направлений, а также общежития для студентов Политехнического института, в 1950-м и 1970-м годам — фабрики в его западной части.
В связи с ростом трафика (новые и старые фабрики уже наняли многих людей со всего города и района, в котором велось массовое жилищное строительство) в 1975 году с севера был добавлен новый участок красной линии городской транспортной системы со станцией на улице.
Станция получила название Лесная в честь микрорайона и близлежащего проспекта ( Лесной проспект ), названных в честь Лесной академии.
Академия, ныне университет, имеет большой живописный парк, который был местной достопримечательностью. Соответственно, в оформлении станции используется зеленый цвет.
В марте 2020 г, «Вечерний Питер» сообщал, что планируется строительство станции метро «Лесная-2», она будет расположена на пересечении Кантемировской улицы и Лесного проспекта, Метро «Арсенальная» — на пересечении Блюхера и Лабораторного, «Площадь Калинина» — в районе одноименной площади.
Сегодняшнее название — Кантемировская улица — было присвоено 15 декабря 1952 года в память об освобождении в декабре 1942 года Кантемировки. Это посёлок в Воронежской области, который носил имя в честь владельца и Господаря Молдавского княжества Дмитрия Кантемира.
Кантемировским был назван и мост, построенный в створе улицы в 1978—1982 годах. Это один из разводных мостов через Большую Невку в Санкт-Петербурге, который соединяет Выборгскую сторону и Аптекарский остров.
Однако, на этом история не закончилась и 1 июня 1981 года Кантемировскую улицу вновь переименовали – в улицу Косыгина, в честь незадолго до этого скончавшегося председателя Совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина (1904–1980), который умер в предшествующем 1980 году и чья трудовая биография связана с работой на текстильном производстве Выборгской стороны.
Однако 25 октября следующего года было принято другое решение – как было сказано в постановлении, «учитывая многочисленные пожелания трудящихся».
Имя Косыгина присвоили проспекту на Пороховых, а Кантемировской улице вернули прежнее название.