История Охтинского мыса, раскопки на Охтинском мысу — все эти вещи, оказывается, не особо известны широкой публике.
И многие просто не понимают, что именно «Газпромнефть» хочет заменить проектом японской компании Nikken.
И споры противников застройки Охтинского мыса с адептами проекта «Газпромнефти» на бытовом уровне сводятся обычно к аргументам «это историческое наследие» против аргументов «да там пустырь, огороженный забором, пусть лучше что-то построят».
Между тем, сейчас не требуется никаких глубоких поисков и напряженных изысканий, чтобы достаточно наглядно понять, что такое Охтинский мыс и какие артефакты он в себе скрывает.
Всё уже собрано. Нам осталось лишь показать.
Итак, фактически всё наследие Охтинского мыса делится на 4 больших группы.
Крепость Ниеншанц
Была основана по приказу шведского короля Карла IX в 1611 году. Ненадолго. Менее, чем через сто лет её взял Пётр Первый.
От наследия крепости Ниеншанц в ходе раскопок было обнаружено очень и очень многое.

Фото: https://bashne.net/
К слову, то, как выглядела сама крепость легко можно увидеть на чертежах из Государственного архива Швеции.

И не так давно проведенные раскопки открыли большое количество находок. Фактически, сохранилась вся планировочная геометрия крепости.

Фото: https://bashne.net/
Крепость Ландскрона.
Была построена шведами в 1300 году, но уже через год её захватили и сожгли русские войска.
Археологам удалось обнаружить следы штурма и разрушения: воткнувшиеся в склон рва и в деревянные стены крепости наконечники копий, стрелы от баллист и арбалетов, а также сброшенные в ров обгоревшие части стен. На четыре метра в высоту сохранилась деревянная башня-донжон.


Неолитическая стоянка ( примерно 3000 лет до нашей эры )
На Охтинском мысу находилась крупнейшая на Северо-западе России неолитическая стоянка. Она существовала здесь в течение двух тысячелетий, а пришли сюда люди более 5 000 лет назад.
Археологи обнаружили более 40 древних сооружений: жилища и хозяйственные помещения. Найдены деревянные хозяйственные настилы, берестяные короба, остатки рыболовецких вершей, янтарные украшения, глиняная посуда, каменные наконечники стрел, топоры и пр.


Поселение Невское Устье
Появилось еще до шведского завоевания.

Фото: https://bashne.net/

При виде всего многообразия исторического наследия Охтинского мыса, невольно возникает вопрос, каким образом «Газпромнефть» умудрилась «продавить» банальную застройку этого невероятного места?
Ответ очень прост. Всё дело — в удобной для собственника участка экспертизе. В случае с Охтинским мысом её выполнил Айрат Ситдиков из Татарстана.
И, как рассказал «Вечернему Питеру» Пётр Сорокин, старший научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, кандидат исторических наук, экспертиза, проведенная Айратом Ситдиковым, не выдерживает никакой критики.
Более того, детальный разбор этой экспертизы, показывающий, что она не отражает реальной ситуации с памятниками, сохранившимися на мысу, был направлен археологами и архитекторами из Санкт-Петербурга в Министерство культуры.
В ней упоминаются все выявленные на мысу объекты, которые по закону должны сохраняться на месте их обнаружения, но по странному обстоятельству сохранять их не предполагается — они вообще не попадают в границы охраняемой территории.
Это уже упоминавшиеся ранее крепости Ландскрона и Ниеншанц, а также новгородское мысовое городище XIII в, о котором пока что вообще мало что известно.
И в перечень рекомендуемых Ситдиковым к охране объектов вошли лишь небольшие участки культурного слоя, связанные, преимущественно, с периодом эпохи неолита.
Как уже неоднократно отмечали специалисты, продолжает Пётр Сорокин, данная экспертиза направлена не на сохранение уникальных объектов, а на обоснование беспрепятственной застройки мыса, что несомненно приведет к уничтожению сохраняющихся на нем исторических памятников.
Между тем, более ранняя экспертиза этих памятников, проведенная в 2014 г. известным новгородским археологом С.Н. Трояновским и петербургскими архитекторами — М.С. Штиглиц и Н.М. Петуховой, показала, что памятники занимают большую часть Охтинского мыса и он целиком нуждается в защите. Однако, в 2017 г. Министерство культуры, без каких либо внятных возражений, отклонило ее.
Именно таким образом — через «удобную» экспертизу, проведенную далёким от Петербурга человеком из Татарстана, — «Газпромнефть» и получила нужные ей формальные основания для застройки Охтинского мыса.
И в настоящее время всеми своими медийными возможностями пытается продвигать данную идею в массы.
Местные журналисты в большинстве своем вынуждены помалкивать либо писать только позитив в адрес японского проекта.

Нанято целое коммуникационное агентство, которое также пытается воздействовать на общественность. Впрочем, добиваясь пока что лишь обратного результата.
Между тем, в городе происходит постепенная консолидация жителей, градозащитников и отдельных представителей медиасферы, что даёт шанс на то, что «Газпромнефть» будет вынуждена выйти на диалог с Петербуржцами.
Редакция «Вечернего Питера» выражает благодарность Петру Сорокину и проекту «Bashne.net» за предоставленную информацию и помощь в подготовке данного материала.