Петроградский механический хлебопекарный завод на Малой Митрофаньевской: история удивительного здания

09.12.2020

Петроградский механический хлебопекарный завод был построен в 1915-1918 годах на улице Малая Митрофаньевская, 4.

Завод возвели по проекту архитектора Л. В. Шмеллинга, также при участии инженера Н. Н. Нагеля. Особенно выразительным считался фасад главного производственного корпуса, обращенный на Московский проспект. В глубине квартала, в просвете между двумя многоэтажными зданиями, как бы возникает загадочный  силуэт краснокирпичного здания с башней. Зубчатое завершение и богатая пластика придает утилитарному комплексу вид крепости.

Фото: «Сitywalls» Из книги «Петроградский городской механический хлебопекарный завод». Петроград 1916 г.

Именно на этом хлебозаводе впервые был применен механизированный способ выпечки хлеба. Архитектура производственного и конторского зданий завода — один из лучших примеров «готицизма» в промышленном модерне.

Если сейчас в Санкт-Петербурге находится великое множество маленьких и средних пекарен, с широким ассортиментом выпекаемых изделий, то в начале ХХ века все было ровно наоборот.  Население стремительно росло, городу требовалось увеличение объемов поставляемого хлеба, небольшие частные заведения потребность эту удовлетворить не могли, в связи с низким производством и малым количеством заведений в целом.

Встала задача наладить производство хлеба в промышленных масштабах, но для этого нужно было разработать конструкцию завода, сделать производство максимально автоматизированным. Такую задачу и поставили перед инженерами города.

Фото: «Сitywalls»

 

Фото: «Сitywalls»

Изначально вопрос о постройке городской хлебопекарни занимал Городское Общественное Управление Петрограда уже много лет, но реализация проекта откладывалась, поскольку было много нюансов, которые были связаны как с большими расходами, так и впоследствии с началом войны.

Первой попыткой такого рода стал Петроградский механический хлебозавод, спроектированный и построенный инженерами Шмеллингом и Нагелем. Архитектура производственного и конторского зданий завода определена как один из лучших примеров «готицизма» в промышленном модерне.

Инициативу взял на себя городской продовольственный комитет, во главе с графом И. И. Толстым. Ссылаясь на блестящий пример Москвы, которая вскоре после начала войны в короткий срок  устроила городскую хлебопекарню, идею постройки завода решено было воплотить. Возникло предложение, исходатайствовать правительственную ссуду на сооружение городской механической хлебопекарни с печами усовершенствованного образца для ежедневной выпечки до 5,000 пуд. хлеба.

Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»

Предварительная смета составленная в сумме 488,755 р. Эта сумма была одобрена Думой в заседании 16 сентября 1915 г., Далее после признания возможным удовлетворить ходатайство города об отпуске в ссуду упомянутой суммы на Продовольственном Совещании при Министерстве Земледелия и Землеустройства 23 октября 1915 г., начался процесс поиска приборов и механизмов для хлебопекарного завода.

На тот момент, к сожалению, в России пока еще не было заводов, которые могли бы изготовить приборы и машины для хлебопекарен усовершенствованного типа. Соответственно, начался поиск зарубежных вариантов. Осенью 1915 г.  начаолись переговоры с датской фирмой Стреммен  в Рандерсе через ее представителя Дж Ф Валь  «Соединенные Агентуры» в Петрограде.

Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»

Переговоры быстро завершились подписанным контрактом —  4 ноября 1915 г. Одновременно с этим велись переговоры с петроградским Акционерным обществом  товарных складов холодильников  и элеваторов  о досрочном освобождении арендованного у города земельного участка,  предоставленного Думой под постройку хлебопекарного завода.

Переговоры и последующая подготовка территории под постройку: вывозка обществом хранившихся у него на участке лесных материалов, сломка навесов, под которыми хранились эти материалы, а также заготовка всего необходимого для постройки заняла еще около месяца, поэтому сами работы по сооружению хлебопекарного завода начались только  в декабре 1915 г.

Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»

Следить за реализацией постройки должны были: Продовольственный Комитет на члена Управы В. Н. Новикова, заместителями которого на случай отъезда из Петрограда были избраны члены Управы К. Г. Голубков и М. Е. Лежоев. По выбытии В. Н. Новикова и К. Г. Голубкова из состава Управы, дело перешло в руки одного М. Е. Лежоева, который и довел его до конца при Городском Голове П. И. Лелянове, проявившем с первых же шагов своей деятельности высокий интерес  к успеху постройки.

Технический надзор был осуществлен  следующим образом. Составление проекта и техническое руководство постройкой было возложено на Старшего Архитектора городской Управы Л. В. Шмеллинга, производителем работ был приглашен инженер- технолог  Н. Н. Нагель и помощником ему окончившая высшие архитектурные курсы Л. А. Иванова

Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»

Постоянными консультантами были приглашены специалист по вопросам отопления и вентиляции преподаватель Института Гражданских Инженеров С. В. Баниге и заведующий первой городской хлебопекарней Коковцева гражданский инженер  Б. Д. Бухаров.

В виду зимнего времени и срочности работы здание хлебопекарни по необходимости предлагалась перепроектировать с каменного  на деревянное; в центре здания следовало расположить собственно пекарню, а в боковых крыльях — с  одной стороны —  отделение для приготовления и формовки теста, а с другой – хлебохранилище.

Фото: «Сitywalls»

Второстепенные помещения административного и служебного характера можно было расположить более или менее произвольно, но в логической связи с расположением указанных отделов завода. При этом боковые крылья пришлось проектировать двухэтажными, а хлебохранилище трехэтажным.

Из десяти печей проектированных для городского хлебопекарного завода было предположено  8 —  двухъярусными и 2 — трехъярусными, причем третий ярус без выдвижного пода и предназначается специально для выпечки так называемых французских булок.

Фото: «Сitywalls»

Общая производительность 10 указанных печей могла достигать 5,000 пуд. хлеба в сутки, при чем кроме черного хлеба и французских булок, о которых  говорилось выше может  выпекаться ситный, полубелый, кисло-сладкий хлеб и пр.

Машины для изготовления и формовки были выбраны простейшие, отвечающие своим задачам, в связи с чем было установлено следующее количество аппаратов: 2 просеевательные машины с сетчатыми барабанами 4 тестомесительных машины с вилкообразными вращающимися рычагами и 4 формовочных машины. К этому комплекту присоединились 24 металлических дежи (квашни), передвигающиеся на постоянных тележках и вращающиеся на своих осях и 50 катучих этажерок для подвозки теста уложенного в формы к печам и печеного хлеба из печей к хлебохранилищу.

Фото: «Сitywalls»

Хранилище планировалось устроить для хранения примерно суточного запаса печеного хлеба, т. к. с точки зрения гигиены недопустим выпуск в продажу горячего хлеба. К тому же через  24 часа хлеб, будучи вполне свежим, в то же время приобретает уже более постоянный вес; наконец и отпуск хлеба потребителям происходит, главным  образом, утром и к этому сроку необходимо накоплять по возможности полный его запас.

Проект завода был составлен соответственно всем перечисленным условиям, и к  постройке его можно было приступить- как было указано выше в декабре 1915 г.  Петроградский механический хлебозавод , он же Городской механический хлебопекарный завод состоял из комплекса построек: административный корпус и  производственный корпус.

Фото: «Сitywalls» 05.2019 г.

Однако, зимние условия усложняли и затрудняли работу. Особенно тяжелыми были работы земляные, так как большие морозы превратили грунт в камень; для устройства фундаментов под печи и для кладки самих печей было устроено временное здание, тепляк, температура в котором постоянно поддерживалась выше  0 и работы производились при искусственном освещении. В тепляках же возводились также каменные столбы, поставленные во всех особенно ответственных местах.

Кроме здания самого завода на участке был построен амбар для склада муки в количестве до 30,000 пуд., переустроен и расширен небольшой деревянный дом, существовавший на участке и купленный от арендатора, и приспособлен для хранения топлива строительных материалов и т. п. один из навесов, сохранившийся от прежнего времени.

Фото: «Сitywalls» 9.04.2017 г.

К амбару для муки была подведена железнодорожная ветка от путей Николаевской железной дороги, проходящих вдоль границы участка; равным образом, к заводу могли быть легко подведены и рельсы трамвая, проходящего по Забалканскому проспекту.

Поэтому, кроме гужевого и автомобильного способов подвозки муки и отвозки хлеба, впоследствии, по окончании военных  лет, можно было пользоваться железнодорожным и трамвайным сообщением завода с городом и его окрестностями. Равным образом имеется возможность для завода соединиться узкоколейным путем с городскими продовольственными складами, расположенными по близости, на Горячем поле.

Фото: «Сitywalls»

Что касается вышеупомянутого одноэтажного деревянного дома, то он приспособлен и расширен с целью расположения в нем следующих помещений: медицинского кабинета, лавки для продажи хлеба публике и квартир заводского механика, фельдшера, экспедитора и дворников.  Лаборатория же для исследования муки и хлеба расположена в самом здании завода, во втором  этаже, рядом с просевательным отделением.

Таким образом, строительство зданий хлебозавода, которое началось в военное время, было завершено только в первые послереволюционные годы. Производство было запущенно в 1918 году. На тот момент, оно  сильно опережало свое время.

Конструкция завода оказалась слишком сложной и требующей тщательного обслуживания, невозможного в условиях ограниченных ресурсов революционного и военного периодов. В итоге в советское время завод сменил профиль – тут ремонтировали механизмы других хлебопекарных предприятий. Сегодня здесь располагается корпус бизнес-центра «Маяк»

Фото: «Сitywalls» БЦ 2020 год

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»