Со стороны Пулковского шоссе, гостей и жителей Санкт-Петербурга встречает величественный монумент, посвященный героическим защитникам Ленинграда. Воздвигнут он на Московском проспекте, на площади Победы и посвящен подвигу ленинградцев в период Великой Отечественной Войны и Блокады.
Стоит заметить, что площадь у Средней Рогатки, была названа площадью Победы только в 1962 году. Идея воздвигнуть монумент возникла ещё в годы Великой Отечественной войны. Однако приступить к созданию мемориала удалось лишь спустя 30 лет после полного освобождения города от вражеской блокады.
Как известно, Московский проспект с первых дней войны служил фронтовой дорогой, по которой шли дивизии народного ополчения, уходили войска и техника, так как буквально в нескольких километрах пролегала непосредственная линия фронта.
Также у площади Победы был образован узел мощного сопротивления: въезды в город защищали противотанковые стальные ежи, железобетонные надолбы, были вырыты рвы, подготовлены артиллерийские установки, доты, располагались железобетонные надолбы и огневые артиллерийские позиции. Именно здесь проходил второй рубеж обороны Ленинграда во время фашистского наступления.
В июле 1945 года, когда жители города встречали войска, возвращавшиеся с фронтов Великой Отечественной, именно здесь была возведена временная триумфальная арка. Все это стало решающим моментов для выбора места установки будущего монумента (также поступали предложения возвести монумент на западной оконечности Васильевского острова, у Адмиралтейства и в Южно-Приморском парке).
И так, в 1960-х годах площадь была выбрана для сооружения мемориального комплекса, однако само возведение мемориала было отложено почти на 15 лет. Причинами являлось то, что никак не удавалось выбрать на конкурсах достойный проект, а также в первую очередь требовались ресурсы и время на восстановление города.
Конкурс на лучший проект монумента защитникам города проводились Ленинградским отделением Союза архитекторов и Исполкомом Ленгорсовета в 1957, 1963, 1967 и 1971 годах. «Пулковский меридиан» — под таким девизом Ленинградское отделение Союза архитекторов объявило конкурс проектов памятника.
Дискуссии по поводу представленных конкурсных работ были настолько острыми, что в конечном итоге приняли решение создать для реализации идеи авторский коллектив из мастеров, входивших в разные группы участников конкурса. В его состав вошли скульптор Михаил Константинович Аникушин, архитекторы Сергей Борисович Сперанский и Валентин Александрович Каменский. Надо отметить, что каждый из мастеров был участником обороны Ленинграда.
Первый вариант монумента был представлен в мае 1972 года. Проект представлял собой следующее: на пьедестале в виде разорванного кольца возвышается скульптурная композиция из нескольких фигур, изображающих жителей осажденного Ленинграда. В центре нее — стоящая на земле маленькая скульптура ребенка, образ будущего, ради которого сражались защитники Ленинграда. По идеологическим причинам мальчик так и остался в мастерской скульптора М. К. Аникушина.
Впоследствии, после многократных обсуждений вместо фигуры мальчика в качестве композиционного центра была предложена 40-метровая гранитная стела, увенчанная женской скульптурой, символизирующей Победу. Затем стелу заменили на классический обелиск, при этом увеличив его высоту до 48 метров.
К концу октября 1973 года проект был утвержден, но еще несколько месяцев ушло на подготовку документов и организационные вопросы. По нормам Госстроя СССР строительство монумента должно было продолжаться около 3 лет, но поскольку приближался 30-летний юбилей Победы, было принято решение «сжать» сроки и сдать в эксплуатацию первую очередь объекта через 13 месяцев после начала работ.
Осуществлялось строительство монумента на народные средства. Для их сбора был открыт специальный банковский счет, куда перечисляли денежные пожертвования со всех концов страны, жители активно учувствовали, как в оказании финансовой помощи, так и физической. В строительных работах, начавшихся в апреле 1974 года, приняли участие сотни добровольцев. Завершилось строительство в 1975 году.
На начальном этапе строительства монумента вырыли огромный котлован, вынув около 70 000 тонн грунта (по другим данным, больше 90 000 тонн). В основание памятника забили примерно 800 железобетонных свай. До глубокой осени шли работы по бетонированию. Кольцевая разомкнутая балка диаметром 20 метров представляет собой железобетонный монолит, держащийся на специальных колоннах.
На высоких гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур защитников Ленинграда. Скульптурные группы обращены в сторону бывшей линии фронта — к Пулковским высотам. Здесь изображены ополченцы, копающие окопы, солдаты, которые идут в атаку, сцена победных объятий.
Обелиск — связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». Лестницы по обеим сторонам от обелиска ведут к нижней площади мемориала — памятному залу «Блокада», он расположен с северной стороны комплекса, обращённой в сторону города.
Зал как бы заключен в символическое кольцо, которое разорванно со стороны входа. Кольцо выполнено из бетона диаметром 40 метров и протяженностью 124 метра. Внутри расположена еще одна скульптурная композиция: солдат поддерживает за плечи убитую горем пожилую женщину, рядом с ним, устремив отчаянный, скорбный взгляд в небо — женщина, которая держит на руках истощенное от голода тело ребенка, перед ними на земле две обессиленные фигуры.
Главная вертикаль мемориала — гранитный обелиск — символизирует торжество Победы народа в Великой Отечественной войне. Красный бородинский гранит для обелиска добывался под Выборгом. На 48-метровое сооружение ушло 236 гранитных блоков, уложенных в 40 ярусов. Высота каждого яруса 1,2 метра. Первый из блоков в основание обелиска заложили 18 января 1975 года, последний — 19 марта. Вес конструкции составил 1600 тонн.
У основания обелиска расположена скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата, по замыслу скульптора М. К. Аникушина, это символизирует единство фронтовиков и тружеников тыла. Моделью для скульптуры рабочего стал архитектор проекта Сергей Борисович Сперанский, а солдата Михаил Константинович Аникушин слепил с фотографии молодого Георгия Константиновича Жукова.
Автор намеренно выполнил фигуры монумента почти в человеческий рост, чтобы современник мог острее ощутить, как глубока скорбь ленинградцев, как тонка была грань между жизнью и смертью. О своей работе художник говорил, что здесь хотел передать всё: и бомбёжки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютую стужу, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг.
Спустя три года 23 февраля 1978 года открылся подземный памятный зал. Сегодня зал является филиалом Музея истории города. Здесь разместилась документально-художественная экспозиция, посвященная обороне и блокаде Ленинграда.
Вдоль стен зала установлены 900 светильников в виде свечей — столько дней продолжалась блокада. Под светильниками — названия населённых пунктов, мест боёв под Ленинградом. В Памятном зале расположены 12 художественно-исторических экспозиций, где можно увидеть документы и предметы времён Великой Отечественной войны.
Здесь же находятся мозаичные панно «1941 — Блокада» и «Победа» (авторы С. Н. Репин, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин, руководитель А. А. Мыльников), электронная карта «Героическая битва за Ленинград», мраморная доска героев с именами почти 700 защитников города — Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, кавалеров ордена Славы трех степеней, удостоенных этих наград за оборону Ленинграда.
В 1995 году в экспозицию были включены тома Книги Памяти, куда занесены имена солдат и мирных граждан, отдавших жизнь за Ленинград.
К 70-й годовщине празднования Победы мемориал был реконструирован. После окончания работ здесь заново зажгли Вечный огонь от факела, который объединил в себе частицы пламени с главных мемориалов стран бывшего Советского Союза.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Парка Победы — https://vk.com/metroparkpobedyspb
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»