История Московского проспекта в Санкт-Петербурге — это рассказ о главной магистрали Московского района, которая возникла в конце XVIII века, как дорога, ведущая в Царское село.
Проспект имеет богатейшую историю и за все время множество раз был переименован.
Московский проспект является четвёртой по протяжённости магистральной улицей в городе на Неве: после Софийской улицы, проспекта Обуховской Обороны и проспекта Энгельса.
Он объединяет Сенную площадь в центре города с площадью Победы на его южной окраине. По расстоянию между центрами этих площадей длина проспекта составляет 9,3 километра. (Не забудьте, пожалуйста, подписаться на тг-канал «Вечерний Питер» https://t.me/vecherka_spb_ru ).
Согласно хронологии, после названия Международный проспект, последовало Московское шоссе, далее — Проспект имени Сталина. Он имел протяженность от Сенной площади (с 1952 года — Площадь Мира) до Средней Рогатки (1950—1956), многолучевой перекрёсток на которой потом получил название Площадь Победы.
«Московским» проспект стал с 1956 года по настоящее время, и располагается от Площади Мира (с 1992 года — Сенная площадь), до площади Победы.
На Московском проспекте расположено множество достопримечательностей и интересных зданий различных архитектурных направлений. Здесь нвзодятся Московские триумфальные ворота, возведенные в честь победы в русско-турецкой войне, Технологический институт, ряд доходных домов, Российская национальная библиотека и многое другое.
В честь Дня Победы на проспекте разбит одноименный парк.
Одной из жемчужин проспекта является Новодевичий монастырь и кладбище при нем. Здесь похоронены многие видные деятели города и страны.
Московский проспект ведёт свою историю от Московского тракта. Как ранее уже говорилось, он был основан в конце XVIII века и представлял собой путь, который вел в Царское село.
Еще двести лет назад Московский тракт под Петербургом стал царской дорогой. По ней августейшие особы направлялись в свою загородную резиденцию — Саарское село, и его стали именовать Саарской перспективой, а после переименования села в Царское — Царскосельской перспективой.
Дорогу для членов царствующего дома обустраивали соответственно статусу.
В 1744 году вышел указ Сената о «столблении» Царскосельской дороги.
В 1770-е годы вдоль дороги были установлены верстовые столбы, часть которых сохранились до наших дней.
В 1774-1775 годах вместо деревянных верстовых столбов вдоль Царскосельской дороги поставили «мраморные верстовые пирамиды», выполненные по рисункам архитектора А. Ринальди. На них указывалось расстояние в верстах до Москвы и расстояние от почтамта до того места, где поставлен столб-пирамида.
С каждым годом главная дорога страны становилась все удобнее. К 1787 году Царскосельская дорога получила лучшее по тем временам покрытие: на всем протяжении дорогу расширили — по обеим сторонам проложили осушительные канавы, закрыли их и соединили между собой поперечными подъемными сводами.
Проезжую часть засыпали песком, а затем мелким булыжником, величиной с куриное яйцо, по сторонам обложили «насыпь» кирпичом и снова покрыли толстым слоем чистого песка.
В это же время начинает складывался архитектурный облик Московского проспекта.
В 1774 году в семи верстах от Петербурга невдалеке от дороги, начали строить новый путевой дворец по проекту известного архитектора Ю. М. Фельтена.
Вначале он звался «Кикерикексинским» (по финскому названию места Кикерикексен — лягушечье болото).
С 1780 года его стали именовать Чесменским, в честь победы русского флота в Чесменской бухте в 1770 году. В 1831 году его отдали под богадельню для престарелых воинов-ветеранов войны 1812 года.
Начало XIX века ознаменовалось очередной переменой названия дороги.
С 1806 года ее часть до Царского Села стали именовать Царскосельским проспектом, а не перспективой. Это еще одно название будущего Московского проспекта.
Также в ходу были и другие названия: Царскосельская дорога (до 1800-х), Московский тракт, Обуховская улица (1776—1800-е), Обуховский проспект (1804—1878).
Границей города стал Обводный канал.
В 1878 году произошла еще одна смена названия бывшей царской дороги.
Проспект был переименован в Забалканский в память о героическом переходе русских войск через перевал Шипку и освобождения балканских народов от турецкого ига в ходе войны 1877-1878 годов. Так проспект именовался до 1918 г.
До Февральской революции административная граница Петербурга-Петрограда проходила вдоль Путиловской ветки, пересекая тогдашний Забалканский проспект у Рощинской улицы.
Продолжение магистрали в направлении Пулковской обсерватории называлось Московским шоссе и административно относилось к Московской волости Петербургского уезда.
На месте соединения городского и пригородного отрезков, не изменяя общего направления вдоль линии, проложенной вдоль Пулковского меридиана, находится один из нескольких изломов, смещающих ось проспекта к западу
Затем, в период с 1918 по 1950 г. снова произошло переименование, на этот раз в Международный проспект.
Стоит отметить, что с 1926 года началась активная застройка проспекта.
В 1930-е годы на Московском проспекте были построены Фрунзенский универмаг, «Дом пушнины».
В то время, основной архитектурной идеей строительства становится конструктивизм: «что хорошо функционирует, то красиво и выглядит».
Именно так построены в 1929-1931 годах по проекту архитектора М.С. Рейзмана Дом культуры имени Капранова (дом 97) для рабочих фабрики «Скороход» и Дом культуры имени Ильича (дом 152) по проекту Н.Ф. Демкова для завода «Электросила» в 1931 году.
Тогда же возвели и Дом Московского районного Совета депутатов трудящихся (администрация Московского района, дом 129), построенный в 1930- 1935 годах по проекту архитекторов И.И. Фомина, В.Г. Даугуля и Б.М. Серебровского.
Во второй половине 30-х годов ленинградскими архитекторами был разработан генеральный план, который предусматривал развитие города на юг, юго-запад и юго-восток.
Ведущее место отводилось строительству в Московском районе. Московский проспект становился главной магистралью социалистического Ленинграда.
С 1936 года здесь развернулись масштабные работы. На громадном пространстве формировались новые кварталы, вырисовывались контуры будущих площадей, закладывались зеленые массивы.
Ядром застройки не только Московского района, но и всего города, стала предполагаемая главная площадь Ленинграда в районе Московского шоссе (ныне Московская площадь).
Для осуществления этого проекта был объявлен Всесоюзный конкурс на проектирование Дома Советов. Победил проект архитектора Н.А. Троцкого.
Строительство Дома Советов закончилось в 1941 году, но внутренняя отделка была завершена после Великой Отечественной войны. Сейчас это здание — памятник архитектуры.
В 1930-е годы на проспекте было построено семьдесят четыре здания, заложившие основу его парадного, монументального облика. Например, Дом со шпилем (дом 190). Дом должен был выделяться высотой. Благодаря декоративной башенке со шпилем он виден издалека.
К моменту включения в городскую черту рабочих предместий Московско-Нарвского района в северной их части, помимо бараков, уже появились 5-6-этажные жилые доходные дома (кварталы около завода «Электросила).
Завод «Электросила» — некогда крупнейшее по площади и числу занятых промышленное предприятие города. Этот завод, ведущий свою историю от цехов акционерного общества электротехнических заводов «Сименс и Гальске», после революции выпускал энергоблоки для электростанций, строившихся в рамках плана ГОЭЛРО.
В первые пятилетки Ленинград стал активно развиваться в южном направлении, и в планах городского строительства активно застраивалась чётная сторона, в 1925 году постоянная застройка простиралась до современной Авиационной улицы.
До 1926 года проспект пересекал Лиговский канал. Восточная сторона канала была засыпана в 1926 году, в 1965—1969 годах засыпана и западная сторона.
С началом Великой Отечественной войны проспект стал одной из основных фронтовых магистралей. Около виадука был контрольно-пропускной пункт.
Трамвай №3, всю войну курсировавший по проспекту, за исключением блокадной зимы 1941-42 года, делал здесь последнюю остановку и кондуктор обычно объявлял: «Вагон дальше не идет. Дальше фронт».
В марте 1944 года через два месяца после ликвидации блокады, Государственный комитет обороны принял постановление «О первоочередных мероприятиях но восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда». Касалось оно и Международного проспекта. О подвиге ленинградских строителей говорит тот факт, что восстановление городского хозяйства было полностью завершено к 1950 году.
Средняя Рогатка, граница города. «Первоначальные» памятники Сталину и Ленину, установленные в 1949 году. За знаком «Ленинград» виден Дом Советов:
В новом послевоенном Генеральном плане развития Ленинграда (1951 г.) большое внимание уделялось застройке и благоустройству Московского района, но создание нового центра города было признано нецелесообразным. Это изменило бы исторически сложившиеся принципы развития и жизни города.
Вскоре после войны Международный проспект вновь был переименован. С тех пор он называется Московским проспектом. Здесь стали строиться комфортабельные дома, названные в народе «сталинскими», а также многоэтажное жилье.
Важным архитектурно-планировочным звеном стала площадь у Московских ворот. Во время реконструкции, в 1936 году, Московские ворота, как «мешавшие трамвайному движению», были разобраны.
Восстановлены они были в только 1959-1961 годах под руководством архитектора-реставратора Е.Н. Петровой. Но многие детали оказались утрачены.
Начавшаяся до войны в соответствии с Генеральным планом застройка южной части проспекта от путепровода Путиловской ветви до Средней Рогатки была в основном завершена вплоть до 1-й Южной (с 1955 года Алтайской улицы), формирующей южную границу Московской площади.
Здания этого времени выполнены в стиле Сталинского неоклассицизма. Значительный вклад в оформление этой части магистрали внёс архитектор С. Б. Сперанский.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Парка Победы — https://vk.com/metroparkpobedyspb
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Кукольный театр сказки на Московском проспекте в Петербурге — история возникновения
Улица Фрунзе в Петербурге: история появления и интересные факты
Лиговский проспект в Петербурге — история возникновения и интересные факты