улица гастелло спб старое фото

История возникновения улицы Гастелло в Петербурге или подвиг советского летчика

30.12.2020

История улицы Гастелло началась в 1950 году, когда она появилась на карте Петербурга.  Данная улица названа в честь отважного советского военного летчика, Героя Советского Союза — Николая Францевича Гастелло.

Расположена улица в Московском районе Петербурга, тянется от от Московского проспекта до проспекта Юрия Гагарина.  Переулок Гастелло есть в Красносельском районе, бывший пос. Володарский, между ул. Горького и Минина.

улица гастелло спб старое фото
Фото: «Pastvu» Новые дома из крупных блоков на улице Гастелло 1958–1959 г.
улица гастелло спб старое фото
Фото: «Pastvu» Ленинградский институт авиационного приборостроения 1949 г.
чесменский дворец спб старое фото
Фото: «Pastvu»  Чесменский дворец близ Петербурга 1900 – 1910 г.

Одноименная улица также есть и в Москве. До 9 мая 1960 года она называлась 3-я Сокольническая улица. Располагается улица на северо-востоке Москвы.

Подвиг Гастелло. В первые дни Великой Отечественной войны, летчик защищал родное небо, громил танковые части генерала Гудериана. 26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н.Гастелло в составе лейтенанта А.Бурденюка, лейтенанта Г.Скоробогатого и старшего сержанта А.Калинина на дальнем бомбардировщике ДБ-3ф совершал боевой вылет над Белоруссией, в районе Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков.

улица гастелло спб старое фото
Фото: «Pastvu» На улице Гастелло 1959 –1960 г.
улица гастелло спб старое фото
Фото: «Pastvu»  На улице Гастелло 1959–1960 г.

На боевом задании они должны были уничтожить колонну немецкой военной техники. Огнём зенитной артиллерии самолёт с Гастелло и остальными членами экипажа был подбит. Самолет вспыхнул от вражеского снаряда, попавшего в бензобак. Отважный пилот совершил огненный таран, направив подбитый бомбардировщик на колонну вражеской техники. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.

В момент гибели занимал должность командира 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА в звании капитана.

кинотеатр зенит спб старое фото
Фото: «Pastvu»  Кинотеатр «Зенит» 1970 г.
чесменский дворец спб старое фото
Фото: «Pastvu»  Чесменский дворец 1976 г.

На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко и П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года.

«На рассвете 6 июля на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым — сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей — на разных участках фронта — повторили это имя…

Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло — стоящий человек.

улица гастелло спб старое фото
Фото: «Pastvu»  Фото середины 1960-х годов. Улица Гастелло и гостиница «Мир»
улица гастелло спб старое фото
Фото: «Pastvu»  Гостиница и ресторан «Мир» 1966 г.

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шёл бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.

гастелло биография фото
Фото: «Яндекс»

Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта.

Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?

Нет, это не выход.

И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки твёрды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота.

гастелло биография фото
Фото: «Яндекс»

Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.

В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу».

«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР.

гастелло биография фото
Фото: «Shtorm777.ru»

С этого момента фамилия Гастелло  стала — нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов.

В источниках имеются определённые разночтения по поводу количества таранных атак. Некоторые авторы говорят лишь о 14 морских и только 52 танковых таранах, 506 таранах самолётом наземной цели, но зато о 600 воздушных таранах. Генерал-майор авиации А. Д. Зайцев оценивает количество воздушных таранов в более чем 620. При этом историки авиации пишут: «в документах противника отмечено [ещё] более двадцати таранов, совершённых советскими лётчиками, которые до сих пор неидентифицированы».

памятник гастелло фото
Фото: «Яндекс» Памятник экипажу Н. Ф. Гастелло на месте гибели бомбардировщика

Члены экипажа Гастелло — А. А. Бурденюк, А. А. Калинин и Г. Н. Скоробогатый — остались «в тени» подвига своего командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени(посмертно).

улица гастелло спб мемориальная доска
Фото: «Яндекс» Мемориальная доска на улице Гастелло в Санкт-Петербурге.
улица гастелло спб фото
Фото: «Яндекс» Ул. Гастелло 2019 г.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»