История аэропорта Пулково-2 ( Аэровокзал «Шоссейная») началась 24 июня 1932 года, когда на новую «станцию» прибыли первые рейсы — два самолёта из Москвы с пассажирами и почтой.
Этот день считается официальным днём рождения аэропорта. Аэропорт назывался «Шоссейная», по названию расположенной поблизости железнодорожной платформы.
Расположен он был в Петербурге, по адресу: Стартовая ул., 17. Газета «Известия» писала об этом событии: «24 июня на посадочную площадку ленинградского аэропорта спустились первые два самолета с пассажирами и почтой из Москвы». Так между старой и новой столицами открылся новый воздушный мост.
Новый аэропорт представлял собой просто огромное поле со взлётно посадочными полосами — в начале аэровокзала не было. Здание первого аэровокзала было заложено в 1936 году, однако его строительство растянулось на долгие годы.
Изначально проектом аэровокзала занимался Генрих Майзель, но заканчивал работу над ним один из мэтров советской архитектуры Александр Гегелло. И хотя в чертах здания угадываются строгие мотивы конструктивизма, затянувшееся строительство (а сдан аэровокзал был только в 1951 году) внесло коррективы в проект.
Зданию добавили декора: колонны украсили ионическим ордером, по контуру крыши пустили баллюстраду, а над главным входом водрузили огромный советский герб — и аэровокзал получил вполне «сталинский» облик.
Золотой век аэропорта — 60е года, когда винтовые самолёты стали заменяться реактивными.
Посадка осуществлялась сквозь небольшой сарайчик, а людей к самолётам возили смешные вагончики, как в ЦПКиО. Основной парк Аэрофлота состоял тогда из ТУ-104, пришедших в мае 1959. Окрестности Пулково выглядели как обыкновенный деревенский пейзаж, но с башнями обсерваторий.
Более 20 лет это здание оставалось единственным аэровокзалом ленинградского аэропорта — новый терминал открыли только в 70-е. Впоследствии старое здание стало вторым терминалом «Пулково» — или «Пулково-2», который на протяжении более двух десятков лет обслуживал международные рейсы.
В последующие годы началось активное развитие региональных перевозок. Ленинградские авиаторы стали выполнять полеты в Петрозаводск, Чагоду, Пудож и Ухту. Открылось авиасообщение с Архангельском, Витебском, Киевом и Мурманском.
18 августа 1933 г. страна впервые отметила День воздушного флота. Все это время в аэропорту отсутствовал аэровокзал. В 1936 г. заложено здание аэровокзала. Обновлялся парк авиаотряда, на линии вышла новая техника. Стали использоваться более вместительные самолеты Г-2, ПС-40 и ПС-84.
1941 год. Линия Москва — Ленинград стала регулярной пассажирской, до этого она была почтово-пассажирской. Война надолго изменила планы мирных людей. Летчикам-транспортникам доверяли самые необычные и ответственные задания. Воздушный мост блокадного города действовал безотказно. Аэродром Шоссейная стал линией фронта, авиаотряд был перебазирован на аэродромы Комендантский и Смольное.
1949 году полностью возобновлена работа аэропорта Шоссейная, выполняются полеты на 14 союзных и 15 местных авиалиниях. Перевезено 6305 пассажиров, свыше 333 тонн почты и 708 тонн грузов.
В 1951 г . открыто новое здание аэровокзала Шоссейная, построенное по проекту архитектора Александра Гегелло. В этот период в эксплуатацию поступила новая авиатехника: Ан-2, Ил-12, Ил-14. С середины 1950-х гг. начинается переход на эксплуатацию реактивной техники. Освоение новой техники — турбовинтового Ил-18 и реактивного Ту-104 — новая строка истории авиапредприятия.
В 1965 г. на авиалинии вышли скоростные пассажирские самолеты большой вместимости, рейсы в города Мурманск, Архангельск, Петрозаводск стали обслуживать Ан-24 и Як-40. Ленинградский аэропорт переживал стремительный взлет. Осуществлялись полеты в Петропавловск-Камчатский и Владивосток.
К концу 1970-х гг. на самолетах Ил-18 уже трудились около 100 экипажей. Аппаратура БСУ ЗП позволяла лайнерам осуществлять посадку в автоматическом режиме в условиях погоды по первой категории ИКАО. Массовое успешное освоение этого метода значительно повысило безопасность и регулярность полетов. Новая техника — Ту-124, Ту-134 — ускоряла эти успехи. 8 февраля 1971 г. Ленинградский аэропорт награжден орденом Октябрьской Революции.
Современное название аэропорт получил в 1973 году. Первыми его услышали пассажиры ночного рейса с 24 на 25 апреля, заходившего на посадку в Ленинград. Через несколько дней, в мае, для пассажиров открылся и новый терминал, отвечающий требованиям времени (впоследствии названный «Пулково-1»). Создан он по проекту архитектора Александра Жука.
Планировочное решение содержало много инноваций, направленных на улучшение обслуживания пассажиропотоков. В основу сооружения была положена концепция единого центрального пространства операционного зала, основой которого служат пять железобетонных грибовидных опор, завершающихся световыми фонарями. Они стали главной архитектурной темой всего сооружения,
В 1980 году здание первого, сталинского, аэровокзала было открыто после ремонта — как второй терминал аэропорта. Он стал обслуживать международные направления. Спустя три года «Пулково» обзавёлся ещё одной взлётно-посадочной полосой.
11 апреля 1986 года «Пулково-2» предстал перед пассажирами в новом обличье: к старинному зданию справа и слева пристроили два современных стеклянных павильона. Расширение терминала позволило в два раза увеличить пассажиропоток на международных направлениях.
Экипаж авиалайнера Ту-154 первым открыл обновленный аэровокзальный комплекс Пулково-2, приняв на борт пассажиров, вылетающих в Берлин.
В середине первого десятилетия нашего века принимается решение о масштабной реконструкции аэропорта Пулково. В сентябре, жюри объявляет победителя международного архитектурного конкурса на разработку концепции здания нового пассажирского терминала аэропорта.
Международный терминал должен начать принимать рейсы через 3 года после начала строительства. Конкурс выигрывает Британское архитектурное бюро Grimshaw. В это же время аэропорт переходит из федеральной собственности в собственность Санкт-Петербурга, указ об этом подписывает Президент Владимир Путин.
Затем Правительство Санкт-Петербурга объявлен международный конкурс по выбору инвестора для реализации проекта бюро Grimshaw. Его победителем 25 июня 2009 года становится консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы» в составе «ВТБ Капитал», Fraport AG и Copelouzos.
В 2010 году происходит торжественная церемония закладки первой сваи нового терминала Пулково. Участвует Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин. 4 декабря 2013 года новый терминал Пулково открыт для пассажиров в тестовом режиме и обслуживает 6 рейсов. Первым стал рейс FV243 авиакомпании «Россия» в Дюссельдорф, отправленный в 10:30 утра.
3 февраля 2015 года легендарное здание «Пулково-1» открылось после реконструкции. Оно соединено с главным зданием централизованного пассажирского терминала переходной галереей и предназначено для обслуживания внутренних рейсов на вылет и прилет.
С середины 1990-х годов центральная “сталинская” часть не использовалась для перевозки пассажиров, в здании располагались офисы, но можно было попасть внутрь центрального зала. Теперь он используется для рейсов бизнес-авиации. Первым в «Пулково-1» прибыл рейс FV6124 из Москвы в 11:00 4 февраля 2015 года. Рейс выполнила авиакомпания «Россия», базовый перевозчик аэропорта «Пулково».
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Парка Победы — https://vk.com/metroparkpobedyspb
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb