О градозащитной деятельности в Петербурге в 2020 году рассказала известный петербургский активист Анна Капитонова.
Год на год не приходится и, подводя итоги 2020 градозащитного года, хотелось выбрать что-то самое выдающееся и иключительное. Как и в других сферах, в охране наследия год получился необычным, богатым на новости и события.
Среди городских утрат этого года особо выделяется один из самых вероломных в истории Петербурга сносов – демонтаж СКК Олимпийский.
Кадры обрушения уникального сооружения позднесоветской архитектуры и гибели рабочего, казалось, не оставили равнодушным ни одного петербуржца, а показное пренебрежение заказчиками демонтажа (его вели структуры Романа Ротенберга) мнением горожан оставило неизгладимый след в их памяти.
Вслед за гибелью СКК вновь реальной в минувшем году стала угроза утраты памятников Охтинского мыса.
Желание ПАО “Газпром-нефть” застроить уникальное место не ослабевает, и общественная компания против строительства приобрела новые масштабы – накануне нового года проблема сохранения уникальной археологии места стало повесткой встречи с президентом страны.
Удача пока не сопутствует активистам в защите Охтинского мыса в судах, однако минувший год стал успешным в судах по многим знаковым объектам.
Сторонники сохранения Медсанчасти на Одоевского ул., 10 одержали победу за присвоение зданию охранного статуса.
Cуды отменили застройку полуострова “Рожок” на Неве и завода Оуфа на 9-ой Советской ул., 17, поставлена долгожданная точка в истории с подделкой даты постройки исторического дома на Ропшинской ул., 10.
Рекордными стали и судебные издержки, которые в этом году потребовали с градозащитников, пытавшихся отстоять петербургские памятники.
ООО “Городъ”, представлявшее в суде интересы Музея Фаберже миллиардера Виктора Вексельберга, предъявило к активистам требования о выплате более 3 миллионов рублей в качестве компенсации судебных расходов за попытку остановить снос флигеля Шуваловского дворца.
Минувший год стал самым масштабным по количеству коллабораций отдельных активистов и движений в борьбе за общие дела.
Как оказалось, реконструкция тротуаров улиц исторического центра беспокоит не только градозащитников, но и велосипедистов, уничтожение исторического рельефа берега Невы в Усть-Ижоре не только местных жителей, но и экологов, а сохранение витражей в исторических парадных не только активистов, но и жителей центра.
Огромный вклад в борьбу за сохранение дома Басевича на Большой Пушкарской ул., 7 внесли экскурсоводы и краеведы, поучаствовавшие в Фестивале экскурсий в защиту дома, первая экскурсия проекта прошла более чем для ста человек.
Карантинные ограничения пандемии COVID-19 привели, как модно говорить, к появлению новых онлайн-форматов во всех сферах, в том числе и в градозащитной активности: акция “Живая улица” в День Всемирного наследия, посвящённая сохранению домов на Тележной улице, впервые прошла онлайн.
Весной в виртуальном формате провели онлайн-лекции в защиту дома Басевича, а День единых действий градозащитников России состоялся в формате видеообращений.
Для активистов год был сложным и непредсказуемым, а закончился, как всегда, и победами, и поражениями. Хочется, чтобы в новом году побед было больше, а подводить итоги было приятнее.
Анна Капитонова