Ушаковский мост: история, конструкция и интересные факты

15.01.2021

Ушаковский мост — один из красивейших и старейших мостов прекрасного города Санкт-Петербург. В 2025 году ему исполнится 205 лет. За все время у переправы было несколько названий: в  период 1836—1952 г. — Строгановский мост, а еще ранее — 2-й Каменноостровский мост.

Мост перекинут через реку Большую Невку в створе Каменноостровского проспекта и улицы Академика Крылова. Он соединяет правый берег Большой Невки и Каменный остров, связывая Приморский и Петроградский районы. Разводка моста в настоящее время проводится по индивидуальным заявкам. Выше по течению находится Кантемировский мост, ниже — 3-й Елагин мост. Рядом с мостом расположена Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова.

Фото: «Мостотрест СПб» Строительство
Фото: «Мостотрест СПб»

У въезда на мост со стороны Каменного острова расположена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Там же, в здании, которое первоначально служило вахтой моста, находится часовня иконы «Всецарица».

Старое название — Строгановский, мост получил в честь располагавшейся неподалёку Строгановской дачи (имению графа А. С. Строганова). Современное же название мосту присвоено в память адмирала Ф. Ф. Ушакова. 10 февраля 2010 года название Строгановский было присвоено безымянному пешеходному мосту, который расположен поблизости и ведет на территорию Строгановского парка.

Фото: «Мостотрест СПб»
Фото: «Мостотрест СПб»

История

В 1786 году здесь был наведен наплавной Второй Каменноостровский мост, который располагался несколько выше по течению от существующего теперь Ушаковского моста. Затем Второй Каменноостровский мост был переименован в Строгановский (Строганов) по находившейся поблизости даче Строгановых и назывался так до 1952 года. 15 декабря 1952 года мост переименовали в  Ушаковский.

В 1820-х годах наплавной мост был заменен 18-пролетным деревянным мостом свайной конструкции.  Ось моста была перенесена в створ Строгановской улицы (ныне Академика Крылова). Между 1847 и 1853 годами он был перестроен в деревянный многопролетный разводной мост ригельно-подкосной системы.  Он неоднократно ремонтировался в дереве.

В 1906-1907 годах мост был усилен под трамвайную нагрузку и расширен для проезда автотранспорта. В 1911 году полностью перестроена надводная часть моста. В 1935 году деревянные пролетные строения разводного пролета были заменены металлическими клепанными балками. Десятый пролет от левого берега был разводным двукрылым раскрывающейся системы с горизонтальной осью вращения с электромеханическим приводом.

Фото: «Мостотрест СПб»
Фото: «Яндекс»

В 1953-1955 годах деревянный мост был заменен современной металлической переправой по проекту инженеров «Ленгипроинжпроекта» В.В. Дьяченко, Б.Б. Левина, архитекторов П.А. Арешева и В.С. Васильковского. Построен мост по той же типовой речной конструктивной схеме, что и мосты Каменноостровский и Свободы (ныне Сампсониевский).

В проекте Ушаковского моста применено оригинальное инженерное решение, получившее известность как «незримый разводной пролет», с неравными нарастающими от берегов к середине реки размерами пролетов, пропорциональными толщине опор. На разводном пролете, впервые в практике отечественного мостостроения, вместо традиционного деревянного настила была устроена железобетонная плита с асфальтовым покрытием.

При строительстве Ушаковской транспортной развязки в 1999-2000 г.г. выполнено расширение проезда по набережной, в связи с этим правобережное железобетонное пролетное строение моста после усиления засыпано. В 2000 году выполнены работы по капитальному ремонту дорожного покрытия и трамвайных путей. В июле–августе 2017 года на Ушаковском мосту проходил ремонт, в ходе которого заменено асфальтобетонное покрытие проезжей части, обновлена дорожная разметка.

Фото: «Мостотрест СПб»
Фото: «Мостотрест СПб»

Конструкция

Мост – разводной с электромеханическим приводом, но в настоящее время не разводится. Он представляет собой 11-пролетное сооружение с разводным пролетом посередине. Разводной пролет — двукрылый, откатно-раскрывающейся системы с жестко прикрепленными противовесами. В поперечном сечении пролетное строение состоит из шести цельносварных главных балок.

Постоянные речные пролеты перекрыты двухпролетными металлическими неразрезными балками, а береговые пролеты — трехпролетными железобетонными неразрезными балками с декоративными фасадными двухпролетными арками, облицованными гранитом. Речные опоры железобетонные, на высоких свайных ростверках, облицованы гранитом.

Чугунные, художественного литья, перила моста украшены орнаментом — композицией из якоря, звезды, дубового и лаврового венка, выполненную в стиле «сталинского» классицизма.

Фото: «Мостотрест СПб» Проект моста
Фото: «Citywalls» Кочедамов В.И. Мосты Ленинграда. 1958. Илл. 27
Фото: «Citywalls»  Мосты и набережные Ленинграда. Фотоальбом. 1991. С.253

При въездах на мост установлены чугунные колонны с каннелюрами и оригинальным завершением. В композицию включены барельефные изображения прославленных флотоводцев XVIII—XIX веков Нахимова и Ушакова на фоне знамен.

Интересные факты

В 2000 году, после ввода в эксплуатацию новой эстакады Ушаковской развязки, одноименный мост стал частью единого инженерно-архитектурного ансамбля, посвященного победам российского флота. Развязка была создана архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры», авторы проекта — В.Ф. Хиврич, И.Г. Бахорина  и В.С. Васильковский.

Военно-морская тематика присутствует как в большинстве конструктивных элементов сооружения, так и в декоре. Доминанта ансамбля — массивные опоры эстакады с завершением в виде корабельных пушек, установленных на консольные площадки. Эти пушки, а также декоративные элементы светильников стали последней работой архитектора В.С. Васильковского, который в начале 1950-х годов проектировал Ушаковский мост.

Фото: «Яндекс»
Фото: «Яндекс»
Фото: «Яндекс»

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»