Станция метро «Пушкинская» в Петербурге — история, архитектура и интересные факты

16.01.2021

История о станции метрополитена «Пушкинская» в Петербурне — это рассказ о станции, строительство которой разделила Великая Отечественная война, и которая является старейшей и одной из первых станций Ленинградского метрополитена.

В своё время её принудительно затопили для спасения конструкция во время войны, а затем «Пушкинская» получила мировое признание в качестве выдающегося памятника архитектуры.

Данная станция является пересадочной и входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Технологический институт» и «Владимирская».

Рядом с ее надземным павильоном находится Витебский вокзал – самый первый железнодорожный вокзал в России.

Название связано с близостью Витебского вокзала, соединяющего Санкт-Петербург с городом Пушкин (Царское Село), где в Лицее с 1811 по 1817 год жил и учился великий поэт, позднее Пушкин стал жить в Царском Селе в 1831 году.

В проекте станция именовалась как «Витебская».

Станция метро "Пушкинская"
Фото: «Сitywalls» Наземный вестибюль. Фото 1957 г.
Станция метро "Пушкинская"
Фото: «Сitywalls» Кассовый зал.

«Пушкинская»  входит в число 8 станций первой линии, т.к. имеет общие исторические корни с Ленинградским метрополитеном. Ее история непосредственно связана с историей возникновения метростроевского движения в городе.

15 декабря 2011 года совет по сохранению культурного наследия рекомендовал внести «Пушкинскую» в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения однако пока она остаётся выявленным объектом культурного наследия.

В 2001 г. станция (с перронным залом) включёна КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

История

Изначально считалось, что строить метро в болотистых грунтах дельты Hевы невозможно. Кроме того Петербург построен не только в дельтовых образованиях Невы, но и на бывшем дне древнего моря.

Однако исследования специалистов Горного института показали, что строить метро можно, но следует проводить его на больших глубинах (50 — 100 м).

Станция метро "Пушкинская"
Фото: «Сitywalls» Эскалаторный зал.
Станция метро "Пушкинская"
Фото: «Сitywalls» Перрон.

Однако уже при прокладке первого участка строители столкнулись с особенностями петербургского грунта. Во время проходки наклоннго ствола станции «Пушкинская» был обнаружен плавун, который задержал строительные работы.

Так из-за затопления тоннеля на «Пушкинской» в 1956-м г. вход на станцию достраивали уже после торжественного пуска всего участка.

Теперь подробнее о самой истории появления станции. Идея открыть метрополитен в городе на Неве зрела уже давно, уже с начала XIX века – с 1820 года стали с завидным постоянством появляться проекты строительства этого вида транспорта. И только с появлением московского метрополитена, вопрос снова активно запестрил в 1938 году.

Была создан «Стройпроект №5», который должен был вести строительные работы, начальником метростроя утверждён И.Г. Зубков.

В феврале 1941 года все спроектированные площадки приступили к выполнению заданий, в апреле закончен первый этап – заложены шахты 34 основных стволов.

Апрель 1941 года считается датой закладки первых 8 станций Ленинградского метрополитена, в число которых входила и «Пушкинская» станция. Сдача первой ветки планировалась в конце 1942 года.

Станция метро "Пушкинская"
Фото: «Сitywalls» Центральный зал. Фото 1957 г.
Фото: «Сitywalls» Проект. 1952 г.
Фото: «Сitywalls» Конструкция станции.

Война прервала строительство, все шахты были затоплены, чтобы предотвратить их обрушение. Начавшееся в предвоенные годы строительство метрополитена было продолжено в 1950-е.

Станция «Пушкинская» строилась в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», но из-за технических проблем при строительстве наклонного хода была открыта позже других станций — 30 апреля 1956 года.

Непосредственно участок «Автово» — «Площадь Восстания» был запущен в эксплуатацию 15 ноября 1955 года, станцию «Пушкинская» поезда проезжали без остановки.

Работы по строительству станции были возобновлены в конце мая. В 1949 году на помощь метростроителям прибыл изготовленный в Ленинграде тоннельный щит.

Одновременно проходило три конкурса на лучшие проекты оформления станций. Для проектов «Пушкинской» и «Владимирской» станций конкурс был объявлен отдельно. Проект этой  станции первоначально предусматривал оформление, посвящённое железной дороге, но вскоре концепция кардинально поменялась.

Станция метро "Пушкинская"
Фото: «Сitywalls»

Архитектура

«Пушкинская» является пилонной станцией глубокого заложения, ее глубина составляет 57 м., с установкой чугунных рам для образования проходов.

Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. А. Грушке, А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, инженера С. М. Эпштейна и располагается на Загородном проспекте, рядом с Витебским вокзалом и встроен в трехэтажное здание.

Архитектура и внутреннее убранство станции выдержано в 50-е – 60-е года XX века традициях помпезности и торжественности.

Кассовый зал устроен просто. Эскалаторный зал — полукруглой формы. Его полукупол обработан крупными продолговатыми шестигранными кессонами. Стены олицованы мрамором «Гасган». Над эскалаторным ходом — барельефный медальон с профилем А. С. Пушкина (скульптор М. Т. Литовченко).

Наклонный ход — выход со станции, содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции. Для его освещения применяются светильники, похожие на факелы. Такие светильники были распространены на станциях первой очереди.

Станция метро "Пушкинская"
Фото: «Сitywalls» Вход
Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»

Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. А. Петрова и Л. М. Полякова. Первоначально оформление станции планировалось связать со строительством Царскосельской железной дороги, первой в России.

В окончательном проекте тематика изменилась — она целиком посвящена А. С. Пушкину, и считается одной из красивейших в петербургском метро. Это единственная станция первой очереди, спроектированная не ленинградскими архитекторами, а московским архитектором Л. М. Поляковым (проект также, в отличие от остальных станций, принят на внеконкурсной основе).

Пилоны облицованы белым мрамором, пол выстлан тёмно-красным гранитом. Гранит доставлялся в Ленинград с Украины, с Токовских разработок. По кромке красного гранита выложен узор из чёрного и белого камня. В нишах установлены чёрные металлические торшеры с хрустальными чашами, излучающими свет.

Светильники декорированы позолоченными стилизованными щитами, копьями и другими отделочными деталями. Пол проходов на перроны выложен гранитом, вокруг которого была положена простая кафельная плитка светлого цвета.

Фото: «Сitywalls»
Станция метро "Пушкинская"
Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»

В торце центрального подземного зала установлена статуя А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина. Автором работы является знаменитый советский скульптор М.К. Аникушин. Оригинальная подсветка фигуры поэта и находящееся за её спиной панно кисти талантливой художницы М.А. Энгельке создают имитацию арочного выхода с платформы прямо в Царскосельский парк. У ног поэта в любое время года всегда лежат свежие цветы.

За ней располагается панно художницы М. А. Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка. Панно подсвечено снизу лампами дневного света.

На путевых стенах перронов — плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого; установлены двери с декоративными решётками с надписью «1955» (станция была открыта в 1956 году, но решётки были сделаны аналогично соседним станциям).

Фото: «Сitywalls» Подземный вестибюль
Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»

Станционные стены покрыты мрамором, украшены колоннами и изящными вентиляционными решётками, рисунок которых перекликается со светильниками центрального зала. Перроны освещены небольшими люстрами.

Две люстры сняты с потолка над перроном в месте перехода на станцию «Звенигородская» и установлены в переходе.

С 1 декабря 2013 года до 6 июля 2015 года вестибюль станции был закрыт для проведения капитального ремонта наклонного хода и замены эскалаторов. Для входа и выхода на станцию пассажирами использовался вестибюль станции «Звенигородская» Фрунзенско-Приморской линии, соединённой с «Пушкинской» пересадочным пешеходным тоннелем.

Открытие вестибюля станции «Пушкинская» после ремонта было запланировано на 30 июня 2015 года, но в связи с трудностями при наладке нового эскалатора ЕТК-265м Крюковского вагоностроительного завода открытие было отложено.

Станция снова начала работу в штатном режиме с 6 июля 2015 года. В 2006 году на станции проводилась замена полов.

Станция метро "Пушкинская"
Фото: «Сitywalls»
Станция метро "Пушкинская"
Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»

Интересные факты

  • Станция считается первым мемориалом в метро СССР. Здесь был установлен первый подземный памятник. К тому же этот памятник — не единственный памятник Пушкину в петербургском метро (второй — на станции «Чёрная речка»).
  • Длина перегона «Пушкинская» ←→ «Технологический институт» около 780 метров. Это один из самых коротких перегонов в Петербургском метрополитене.
  • Единственная станция Петербургского метрополитена, которая, будучи расположенной рядом с вокзалом, не имеет выхода в здание вокзала.
  • Единственная станция в петербургском метро, оборудованная системой контроля путевого пространства. Над путями станции расположено 16 инфракрасных камер, которые в режиме реального времени с помощью программного обеспечения контролируют пути станции. В случае падения пассажира на пути станции или пересечения ими шуц-линии на АРМ дежурного по станции приходит звуковой сигнал. Система отключается в момент прибытия поезда на станцию
Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»
  • Глубина проектного заложения составляет 57 метров, а это в точности совпадает со средней глубиной залегания Питерского метрополитена. По этому показателю метро Северной Пальмиры считается глубочайшим в мире. Спуск или подъём на эскалаторе занимает 2 мин 24 сек.
  • Только эта станция спроектирована столичным архитектором Л.М. Поляковым, все остальные – построены по проектам питерских специалистов.
  • По данным специалистов, стоимость архитектурных решений и помпезная красота декора первых станций, в том числе и «Пушкинской», составляет не более 5% от стоимости всех затрат по проходке каждого нового отрезка линии метрополитена.
  • Единственная станция в Питерском метро, расположенная недалеко от вокзала и не имеющая прямого в ним сообщения.
  • В Петербургском метрополитене можно увидеть два памятника А.С. Пушкину – на «Пушкинской» и «Чёрной речке». Такой чести удостоен только великий поэт России.
Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»

Может быть интересным:

Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb

Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb

Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина» 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»