История станции метро «Дачное» в Ленинграде — это рассказ о первой наземной станции Ленинградского метрополитена, которая в последствии была ликвидирована.
Она являлась временно конечной станцией Кировско-Выборгской линии в период с 1 июня 1966 года по 5 октября 1977 года. «Дачное» просуществовало всего 11 лет.
Располагалась в Кировском районе Ленинграда южнее станции «Автово». Своё название станция получила по интенсивно застраивавшемуся в те годы микрорайону Дачное.
Изначально станция планировалась как временный остановочный пункт на данной линии метрополитена, конечной же станцией тогда была «Автово». В 1960-х годах эта территория стала объектом массового жилищного строительства, поэтому постройка участка пути и платформы на поверхности не вела к значительным затратам, но решала проблему транспортной доступности района.
Вестибюль станции располагался на Трамвайном проспекте — в створе восточного проезда бульвара Новаторов. Станция была открыта 1 июня 1966 года.
В связи со своим временным статусом и в целях экономии средств была построена наземной, рассчитанной на приём пятивагонных поездов, эксплуатировавшихся в то время на Кировско-Выборгской линии.
После перевода в начале 70-х годов Кировско-Выборгской линии на эксплуатацию шестивагонных поездов, из-за недостатка длины платформы высадка пассажиров из последнего вагона (по прибытии) и последующая посадка в вагон осуществлялись только через две двери.
«Дачное» являлась наземной станцией открытого типа с одной «островной» платформой. Была выполнена по проекту архитектора К. Н. Афонской. В качестве платформы была использована заасфальтированная железобетонная плита шириной 8 м, перекрытая двухконсольным навесом из типовых ребристрых плит.
В междурёберном пространстве навеса были установлены ртутные газоразрядные лампы освещения. Навес опирался на один ряд железобетонных колонн, расположенных вдоль продольной оси платформы с шагом 4 м — типовой проект.
В северной половине платформы прямоугольные колонны в нижней части были окольцованы деревянными скамьями для отдыха пассажиров. В южном торце платформы располагался единственный лестничный спуск, одна половина которого использовалась для выхода в город к Трамвайному проспекту, а вторая — для входа на платформу из застеклённого кассового вестибюля.
Надо отметить, что станция была тупиковой и имела два станционных пути, заканчивавшихся у Трамвайного проспекта, и выполненных в виде тупикового ответвления от главных путей электродепо «Автово». Со стороны прибытия перед станцией располагался перекрёстный съезд.
Поезда поочерёдно прибывали на соседние пути и после осуществления высадки и посадки пассажиров отправлялись обратно с этих же путей.
Практическая эксплуатация станции показала, что из-за воздействия внешней среды Ленинграда на здания и сооружения метрополитена эксплуатация открытых наземных участков затруднительна. Эксплуатация показала, что открытые павильоны не подходят для нашего климата, в дальнейшем такие платформы размещались внутри защищенных от ветра и дождей конструкций. В дальнейшем, исходя их опыта, все вновь построенные наземные станции были защищены ограждающими конструкциями.
Станцию закрыли в 13 часов 5 октября 1977 года после начала пассажирского движения на участке «Автово» — «Проспект Ветеранов». Позже станционные пути и 3/4 пассажирской платформы были демонтированы, а кассовый вестибюль снесён.
Оставшаяся часть платформы в дальнейшем была реконструирована в отдельно стоящее здание для нужд Госавтоинспекции: в под платформенном пространстве устроены гаражи для автомобилей, а в пассажирской зоне разместились служебные помещения.
Остатки бывшей станции можно увидеть по адресу Трамвайный проспект 18-а, где в настоящее время размещается МРЭО-5 ГИБДД.
Интересные факты
За время существования эта станция успела попасть в объективы кинокамер. Кадры с изображением станции до её закрытия можно встретить в фильмах, снятых киностудией «Ленфильм»: «Его звали Роберт» (1967), «Происшествие, которого никто не заметил» (1967) и «Шаг навстречу» (1975).
В фильме «Цвет белого снега», снятом студией «Экран» в 1970 году, значительная часть действия происходит на станции «Дачное», на которой главная героиня фильма работает контролёром.