метро дачное спб старое фото

Утраченная станция метро «Дачное» в Ленинграде — история, конструкция и интересные факты

16.01.2021

История станции метро «Дачное» в Ленинграде  — это рассказ о первой наземной станции Ленинградского метрополитена, которая в последствии была ликвидирована.

Она являлась временно конечной станцией Кировско-Выборгской линии в период с 1 июня 1966 года по 5 октября 1977 года. «Дачное» просуществовало всего 11 лет.

Располагалась в Кировском районе Ленинграда южнее станции «Автово». Своё название станция получила по интенсивно застраивавшемуся в те годы микрорайону Дачное.

станция метро "Дачное"
Фото: «Ленинградская станция метро «Дачное»
Дачное
Фото: «Patsvu»  Открытие станции метро «Дачное» 1966

 станция метро "Дачное"

"Дачное"

Изначально станция планировалась как временный остановочный пункт на данной линии метрополитена, конечной же станцией тогда была «Автово». В 1960-х годах эта территория стала объектом массового жилищного строительства, поэтому постройка участка пути и платформы на поверхности не вела к значительным затратам, но решала проблему транспортной доступности района.

Вестибюль станции располагался на Трамвайном проспекте — в створе восточного проезда бульвара Новаторов. Станция была открыта 1 июня 1966 года.

В связи со своим временным статусом и в целях экономии средств была построена наземной, рассчитанной на приём пятивагонных поездов, эксплуатировавшихся в то время на Кировско-Выборгской линии.

После перевода в начале 70-х годов Кировско-Выборгской линии на эксплуатацию шестивагонных поездов, из-за недостатка длины платформы высадка пассажиров из последнего вагона (по прибытии) и последующая посадка в вагон осуществлялись только через две двери.

Фото: «Ленинградская станция метро «Дачное»
Станция метро Дачное 1974 г.
Фото: «Citywalls»   Трамвайный пр., 18А

«Дачное» являлась наземной станцией открытого типа с одной «островной» платформой. Была выполнена по проекту архитектора К. Н. Афонской. В качестве платформы была использована заасфальтированная железобетонная плита шириной 8 м, перекрытая двухконсольным навесом из типовых ребристрых плит.

В междурёберном пространстве навеса были установлены ртутные газоразрядные лампы освещения. Навес опирался на один ряд железобетонных колонн, расположенных вдоль продольной оси платформы с шагом 4 м — типовой проект.

В северной половине платформы прямоугольные колонны в нижней части были окольцованы деревянными скамьями для отдыха пассажиров. В южном торце платформы располагался единственный лестничный спуск, одна половина которого использовалась для выхода в город к Трамвайному проспекту, а вторая — для входа на платформу из застеклённого кассового вестибюля.

Надо отметить, что станция была тупиковой и имела два станционных пути, заканчивавшихся у Трамвайного проспекта, и выполненных в виде тупикового ответвления от главных путей электродепо «Автово». Со стороны прибытия перед станцией располагался перекрёстный съезд.

Поезда поочерёдно прибывали на соседние пути и после осуществления высадки и посадки пассажиров отправлялись обратно с этих же путей.

Фото: «Ленинградская станция метро «Дачное»
 метро "Дачное"
Фото: «Citywalls»  1960-е гг.

Практическая эксплуатация станции показала, что из-за воздействия внешней среды Ленинграда на здания и сооружения метрополитена эксплуатация открытых наземных участков затруднительна. Эксплуатация показала, что открытые павильоны не подходят для нашего климата, в дальнейшем такие платформы размещались внутри защищенных от ветра и дождей конструкций. В дальнейшем, исходя их опыта, все вновь построенные наземные станции были защищены ограждающими конструкциями.

Станцию закрыли в 13 часов 5 октября 1977 года после начала пассажирского движения на участке «Автово» — «Проспект Ветеранов». Позже станционные пути и 3/4 пассажирской платформы были демонтированы, а кассовый вестибюль снесён.

метро "Дачное"
Фото: «Citywalls»  1974 u/
метро "Дачное"
Фото: «Citywalls»  1974

Оставшаяся часть платформы в дальнейшем была реконструирована в отдельно стоящее здание для нужд Госавтоинспекции: в под платформенном пространстве устроены гаражи для автомобилей, а в пассажирской зоне разместились служебные помещения.

Остатки бывшей станции можно увидеть по адресу Трамвайный проспект 18-а, где в настоящее время размещается МРЭО-5 ГИБДД.

Интересные факты

За время существования эта станция успела попасть в объективы кинокамер. Кадры с изображением станции до её закрытия можно встретить в фильмах, снятых киностудией «Ленфильм»: «Его звали Роберт» (1967), «Происшествие, которого никто не заметил» (1967) и «Шаг навстречу» (1975).

В фильме «Цвет белого снега», снятом студией «Экран» в 1970 году, значительная часть действия происходит на станции «Дачное», на которой главная героиня фильма работает контролёром.

Платформа станции метро «Дачное» 1966–1967 Источник: Кинофильм «Его звали Роберт», режиссер Илья Ольшвангер, киностудия Ленфильм

Фото: «Ленинградская станция метро «Дачное» Начало 80-х, вестибюль уже закрыт
Фото: «Citywalls»  МРЭО-5 ГИБДД.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»