История обувной фабрики «Скороход» в Петербурге начинается 11 сентября 1882 года, когда она была основана под названием «Товарищество механического производства обуви «Скороход».
Расположен комплекс построек фабрики в Московском районе Петербурга по адресу Заставская ул., 33 и Московский проспект, 107-109.
Всего в комплекс построек входили: административные здания (корп. 1, 1-а,11), производственные корпуса (корп. 2, 4, 6, 23-28), склад (корп. 31).
Основателем Товарищества являлся немец Генри Кирштейн.
В 1885 году по проекту А. И. Рейнбольдта началось возведение производственных зданий фабрики, где стали изготавливаться обувные изделия. Сейчас это территория Московского проспекта, 109.
Строительство продолжалось до 1905 г., но уже в 1898 г. «Товарищество» переехало на Забалканский проспект. С 1907 года расширением фабрики занимался архитектор Э. А. Густавсон. В 1911-1913 гг. — архитектор Оскар Рудольфович Мунц.
В конце XIX в. произошел территориальный рост предприятия, согласно которому в 1892 г. был построен новый корпус для дубления кож, а 7 апреля 1898 г. было освящено новое здание обувной фабрики на Заставской ул., 15.
Для него Товарищество приобрело в Стокгольме паровую турбину в 150 л. с., а у петербургской фирмы «А. Коппель» — фабричную котельную.
О территории фабрики тоже не забывали, ее периодически благоустраивали: был проложен рельсовый путь, двора заасфальтированы.
Также в связи с ростом фабрики. выросло и число работников. С 1886 по 1889 г. число рабочих, занятых на производстве обуви, увеличилось почти в 2,5 раза, количество выпущенной обуви — более, чем в 4 раза и составило 705 тысяч пар в год: выработка на одного рабочего выросла в 1,5 раза.
Следующим этапом началась модернизация производства — к концу 1890-х гг.
Были закуплены новые машины для отделки обуви, а также арендовано у американской фирмы оборудование, которое позволяло применить рантовый способ крепления подошвы и давало возможность полностью устранить ручной труд на определенных участках.
Впервые в тогда еще Российской Империи был использован конвейерный метод производства обуви. Это было сделано еще до использования конвейеров Генри Фордом.
В 1896 г. на Нижегородской ярмарке Товарищество получило право на изображение в фирменном знаке Государственного герба.
Обувь Товарищества неоднократно экспонировалась и на международных ярмарках — в Чикаго (1893), Амстердаме (1894), Париже (1900). В конце 1890-х она продавалась в Германии, выдерживая конкуренцию с моделями местных производителей.
Знаменитые «скороходы» появились в 1884 г., когда обувная фабрика Товарищества начала производить популярную обувь марки «Реформа» . Это были лёгкие летние туфли на низком каблуке, тиснённые на носке до подъёма узором «ёлочка»: их-то и называли в народе «скороходами».
Затем, в 1891 г. была запущена в производство новая модель «Реформы», сделанная по австрийскому образцу; она оказалась очень выгодна, и в 1894 г. для её пошива был создан специальный «скороходный» цех.
А с 1910 г. слово «Скороход» появилось в официальном названии фирмы, на вывесках фирменных магазинов Товарищества, на подошвах производимой им обуви в виде клейма. Попытки кустарей, а также других фабрикантов подделать это клеймо неоднократно приводили к судебным разбирательствам.
Стоит отметить, что продажи дорогой модельной обуви, в Петербурге были открыты специальные магазины: Невский пр., 54 и 98; Забалканский пр., 89; Петергофский пр., 19; Б. Сампсониевский пр., 64; Гостиный двор, № 33; Б. Морская ул., 18 и 26; Большой пр. П. С., 25 и 55
Были магазины и в других городах, в первую очередь — на юге России. В 1910-е гг. их сеть охватывала Москву, Саратов, Екатеринославль, Кишинёв, Николаев, Киев, Ростов-на-Дону, Севастополь, Одессу.
Во время 1-й мировой войны 1914-18 предприятие выпускало армейские сапоги. Объем производства превысил 2,8 млн. пар обуви в год.
После революции 1917 г. предприятие сохраняло корпоративную форму собственности до национализации в 1919 г. В 1918-22 фабрика работала с перебоями, затем была восстановлена и реконструирована; к 1921 г. «Скороход» был первым и единственным в стране механическим обувным предприятием, оборудованным по последнему слову техники.
В годы войны работники фабрики героически продолжали работу, несмотря на систематические бомбежками и обстрелы города, которые все таки разрушили многие цехи, кожевенный завод, склад. Осенью 1941 года была прекращена подача электроэнергии, и пришлось приостановить производство.
Однако скороходовцы, как и все ленинградцы, выстояли, и уже в мае 1942 г. в экспериментальном цехе лаборатории началось производство армейской обуви.
В годы блокады Ленинграда на фабрике «Скороход» было организовано производство армейской обуви (с 1942), а также выпускались пулемётные ленты и снаряды. Предприятие было награждено орденом Ленина (1940) и орденом Трудового Красного Знамени (1947).
В 1962 году предприятие стало головным в составе Ленинградского обувного объединения «Скороход» (в состав объединения также вошли обувные фабрики «Пролетарская победа», 1-я и 2-я, «Восход», «Заря», фабрика спортивной обуви, а также Ленинградская, Выборгская, Гатчинская, Лужская, Невельская и Череповецкая обувные фабрики).
Фабрика «Скороход», как ключевое предприятие обувной отрасли, вкладывалось в подготовку специалистов-обувщиков для всей России. На базе предприятия работал ВТУЗ, при содействии фабрики были созданы Колледж и Лицей.
Эти образовательные учреждения стали колыбелью для огромного числа специалистов-обувщиков, создававших обувную отрасль России.
К концу 1970-х гг. на Скороходе состоялось внедрение новой техники и технологии – первых в обувной промышленности полуавтоматической линии литьевой обуви (АЛ), затем клеевой (ПЛК-О), агрегатов для литья ПВХ под давлением, высокопроизводительных заготовочных и сборочных потоков.
На «Скороходе» впервые в мире был использован метод горячей вулканизации при изготовлении подошвы. Этот метод используется сейчас во всем мире.
Также впервые в мире был использован автоматизированный комплекс производства обуви — сборка и затяжка обуви.
В 1990-х годах фабрика «Скороход» как и большинство предприятий страны, оказалась в сложной экономической ситуации. Восстановление производства, восстановление утраченных позиций на рынке это непростая работа, которая потребовала много сил и времени.
В середине 1990-х АО «Скороход» было крупнейшей в России обувной фабрикой.
В 1998 на её основе создана «Фабрика детской обуви „Скороход“». В 2005- 2006 годах фабрика детской обуви «Скороход» включена в реестр «500 преуспевающих компании России» и вошла в первую тройку среди предприятий России, производителей детской обуви.
Сегодня фабрика детской обуви «Скороход» выпускает в год более 1500 000 пар обуви для детей младшего возраста и школьников на все сезоны: зимняя, осенне-весенняя, летняя. Предлагаемый ассортимент включает в себя ясельную, малодетскую, дошкольную, школьную обувь для девочек и мальчиков.
География продаж детской обуви «Скороход» широка: от Калининграда до Сахалина, от Мурманска до Краснодара, ближнее зарубежье — Казахстан, Эстония. Фабрика имеет официальные представительства — в Москве и Екатеринбурге.
Постройки фабрики «Скороход» стали выявленным объектом культурного наследия в 2001 году. План границ был утвержден КГИОП в марте 2004 года. На территории действует режим ОЗРЗ. По закону здесь запрещается снос исторических зданий; однако разрешается разборка «отдельных строительных конструкций», признанных аварийными.
Если же исторические здания будут разобраны как аварийные, воссоздавать придется только те, которые формируют уличных фронт.
В 2010-х годах исторические корпуса фабрики на Заставской улице оказались окружены жилищной застройкой в связи с ликвидацией промзоны. Такие соседние объекты как завод «Вагонмаш» были полностью снесены, здания «Скорохода» же остались под охраной как памятники архитектуры и перепрофилируются.
Производственные здания товарищества механического производства обуви «Скороход» по адресу Московский пр., д.109, перестроены под торговый комплекс.
В 2019 г. на сайте КГИОП появилась экспертиза на включение в реестр выявленного объекта культурного наследия «Постройки товарищества механического производства обуви «Скороход» на Заставской улице, 33. По результатам экспертизы большую часть выявленных объектов, исторических производственных зданий, эксперт П. В. Платонов памятниками не признал.
Несмотря на то, что территория фабрики формировалась именно как комплекс, эксперт предлагает большую часть корпусов снять с охраны, то есть фактически обречь их на уничтожение.
Эксперт утверждает, что лишь центральные четырехэтажные производственные корпуса (Заставская ул., 33, лит. БА), расположенные под прямым углом друг к другу, сохранили свой исторический облик конца XIX в. – начала XX века. Они формируют композиционное ядро производственной застройки территории фабрики.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Парка Победы — https://vk.com/metroparkpobedyspb
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»