История памятнику блокадному трамваю на проспекте Стачек в Петербурге началась в 2007 году. Официальное его открытие состоялось в годовщину начала блокады – 8 сентября.
Памятник блокадному трамваю стал символом мужества вагоновожатых на службе у города в блокадные годы.
Расположен памятник в Санкт-Петербурге по адресу проспект Стачек, дом № 114, рядом с выездом из городского трамвайного парка № 8.
В годы войны трамвай играл важную роль в выживании ленинградцев. В 1941 году он являлся одним из основных транспортных средств города. По 43 маршрутам ежедневно ходили 1835 вагонов. Маршрутная сеть достигала более 700 километров, соединяя все районы города и некоторые пригороды с центром города.
Такое путевое сообщение в блокадном Ленинграде стало своеобразным символом города-фронта, свидетельством того, что город продолжал жить и бороться.
Вагон в мельчайших деталях был восстановлен реставраторами. Он установлен на невысоком пьедестале – фрагменте булыжной мостовой. На всех оконных проемах вагона — щиты с фотографиями Ленинграда военных лет.
Рядом с ним находится гранитная стела, надпись на ней гласит: «Здесь в сентябре 1941 года Петергофское шоссе было перекрыто трамвайными вагонами для защиты Ленинграда от фашистских танков. Блокадный трамвай был установлен в честь 100-летия петербургского трамвая и в 66 годовщину начала блокады Ленинграда».
8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска захватили Шлиссельбург, замкнув вокруг Ленинграда кольцо блокады.
Когда город оказался в кольце блокады, отразилось это в том числе на транспортном сообщении. В городе тогда находились около 2,5 миллиона жителей. Автомобили были мобилизованы на фронт, троллейбусная сеть была плохо развита.
Однако ленинградский трамвай мужественно продолжал свою работу даже в самые страшные военные годы. Вся нагрузка по обеспечению города всем необходимым легла на трамваи. В тяжелейшие блокадные дни они выполняли множество жизненно важных функций:
- перевозка солдат к линии фронта, проходившей в нескольких километрах от города
- эвакуация раненых бойцов в специальных санитарных вагонах
- перевозка муки и подвоз хлеба к магазинам
- транспортное пассажирское сообщение с отдаленными районами города
- доставка рабочих к предприятиям Ленинграда, где продолжали производить оружие и хлеб
- эвакуация жителей Кировского района, оказавшегося вплотную к фронтовой линии
- очистка города от снега, наледи и нечистот
В первую блокадная зиму 1941 – 1942 года в Ленинграде прекратилась подача электроэнергии, однако сотрудники трамвайного парка совершили казалось бы невозможное.
Восстановив поврежденные трамвайные пути и проложив новые, они тем самым возобновили в марте сначала движение грузовых вагонов, а в апреле организовали движение по 5 городским маршрутам.
Электроэнергии хватало лишь на это. Поэтому маршруты построили самым оптимальным образом: через центр города можно было добраться в любой район с одной пересадкой.
27 января 1944 года вместе с грохотом грандиозного победного салюта в честь снятия блокады в Ленинграде, в звонки звонили и вагоновожатые трамваев, выражая тем самым радость от наступления этого долгожданного дня.