История станция метро Лесная в Петербурге началась в день официального открытия — 22 апреля 1975 года. Находится она в составе участка «Площадь Ленина» — «Лесная» и относится к первой («красной») Кировско-Выборгской линии.
Свое название станция получила из-за расположения на оси Лесного проспекта.
Вестибюль метро располагается вблизи пересечения Лесного проспекта и Кантемировской улицы на месте части зелёной зоны придомовой территории Дома специалистов.
Стоит отметить, что это одна из главных магистралей исторического района Лесное, образовавшегося вокруг земель Лесного корпуса — ныне Лесотехнический университет имени С. М. Кирова (ранее — Лесотехническая академия).
В конце года, после открытия очередного участка, она стала промежуточной. «Лесная» — колонная станция глубокого заложения, ее глубина примерно 64 м, поэтому, ее строительство осложнялось размывами, в прочем как и со многими петербургскими станциями такого типа.
Особого внимания заслуживает инновационный подход в строительстве — именно для постройки станции «Лесная» на данном участке линии инженеры впервые применили технологию искусственного замораживания грунтов.
Это было необходимо, чтобы грунт не проседал и не вымывался водой. Работа велась день и ночь, прокладка не останавливалась ни на секунду, поскольку в тот момент даже мизерная единица времени могла стать фатальной из-за непокорных грунтов.
И хотя рабочие хорошо справлялись с поставленной задачей, трагедий избежать не удалось. Первая приключилась за год до открытия станции.
8 апреля 1974 года, когда бурились очередные скважины в нижнем тоннеле, был затронут незамерзший грунт. В считанные минуты рабочее пространство заполнилось водой. Тоннели оказались затоплены, а около Площади Мужества и вовсе повредились наземные строения и образовались провалы.
Даже с учетом устраненных последствий размыва 1974 года, на протяжении нескольких десятилетий работникам метрополитена приходилось поддерживать дренажную систему, чтобы избежать возможных аварий в будущем.
Однако через некоторое время размыв повторился. Это произошло в феврале 1995 года. Вода вновь прорвалась в тоннели. Было решено уменьшить частоту движения поездов и даже закрыть метрополитен на несколько дней, чтобы снова произвести комплекс работ по устранению затопления.
К сожалению, полную остановку водяного потока не удалось произвести, в связи с чем ночью 6 декабря управлением метро было решено искусственно затопить тоннель между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества».
Почти 10 лет рабочие трудились, устраняя последствия затопления. Окончательно справиться с грунтами получилось только летом 2004 года. После происшествий XX века подобных случаев удалось избежать.
К этому времени многострадальная станция уже требовала капитального ремонта, поэтому 16 ноября 2016 г. был проведен конкурс на ремонт станции метро «Лесная».
С 28 января 2017 года станция была закрыта на капитальный ремонт.
В ходе ремонта была восстановлена гидроизоляция наклонного хода, смонтированы новые водоотводящие зонты из композитных материалов с антивандальным покрытием и демонтированы торшеры с балюстрад: освещение в виде офисных ламп перенесено на свод в два ряда.
Также проведены капитальный ремонт эскалаторов, замена элементов отделки станции и вестибюля, модернизация турникетов и системы видеонаблюдения, установка пандусов и дополнительных входных групп для людей с ограниченными возможностями. Во время ремонта станции наземный общественный транспорт работал с уменьшенными интервалами.
Разработкой комплекса проектов станций четвертого участка Кировско-Выборгской линии («Выборгская», «Лесная», «Политехническая», «Академическая») занимался авторский коллектив Ленметропроекта.
Оформление вестибюля выполнено в одном стиле с оформлением участка «Выборгская» — «Девяткино». Перекрытие потолка сооружено с применением металлических балок, которые соединены между собой в виде треугольников и квадратов. На этих ажурных металлоконструкциях установлены лампы дневного света, освещающие станцию. На станции, как и на других станциях этого проекта, над эскалаторным ходом есть балкон.
Незадолго до восстановления сквозного сообщения до станции «Девяткино», в апреле 2004 года проводилась реконструкция вестибюля станции.
В результате этой реконструкции изменился внешний вид павильона: нижний ряд окон по соображениям антитеррористической безопасности был закрыт декоративным камнем. Пристроенные к наземному вестибюлю станции в 1990-е годы торговые павильоны были ликвидированы аналогично подобным сооружениям у других станций метро Петербурга.
Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. И. Прибульского и В. В. Ганкевич.
Оформление перронного зала призвано создавать ассоциации с природой, лесом. Путевая стена до нанесения красной маркировки линии. Колонны перронного зала облицованы белым мрамором, полы — серым гранитом. Ограничительная линия по краю платформы обозначена оранжевой краской.
Ввиду большой глубины расположения станции фриз над колоннами расширен. Торцевую стену зала украшает декоративная световая композиция «Солнце», имеющая внутреннюю подсветку (скульптор П. А. Якимович).
Торцевая стена возле нижнего эскалаторного зала покрашена зелёной краской трёх разных оттенков. За торцевой стеной станции размещён блок служебных помещений, в который можно попасть через два входа, находящихся в конце боковых платформ.
Наклонный ход, содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции. Эскалаторный наклон изначально освещали 52 факела-светильника (по 26 на каждой балюстраде), но после капитального ремонта они были демонтированы, освещение наклонного хода было перенесено на свод.
В перспективе. 2028—2030 годах планируется открытие пересадки на ныне планируемую Кольцевую линию Петербургского метрополитена на станцию «Лесная-2».
Она будет расположена на пересечении Кантемировской улицы и Лесного проспекта, Метро «Арсенальная» — на пересечении Блюхера и Лабораторного, «Площадь Калинина» — в районе одноименной площади.
Интересные факты:
- После капитального ремонта станция была вновь открыта 23 декабря 2017 года. В честь знаменательного события состоялся концерт из произведений П.И. Чайковского.
- Происшествия 1974 года легли в основу фильма Дмитрия Светозарова «Прорыв». Режиссер, несмотря на изменение названий станций, сумел точно отразить те события. Помимо самого прорыва, фильм интересен изображением советской действительности, поэтому он остается актуальным и по сей день.