История словолитни Лемана на Звенигородской — это рассказ о старейшем типографском предприятии, возникшем в 1854 году и добившемся больших успехов.
«Словолитня О.И. Лемана» располагалась по адресу Звенигородская улица, 20.
Согласно историческим данным, в Петербурге первые словолитни появились при государственных типографиях: Государевой письмопечатне (Санкт-Петербургской типографии) в 1711 году, а затем типографии Академии наук в 1727-ом.
Однако разрешенные при Екатерине II частные типографии не всегда имели в штате словолитчиков.
Кто же такие словолитчики и с чем связана их деятельность? На рисунке выше, по гравюре И. Аммана XVI века, изображен словолитчик за работой.
Сам процесс словолитья происходил так: перед мастером располагалось круглое углубление на поверхности стоящей печи — чашка с расплавленным «гартом», типографским металлом.
«Гарт», он представлял собой смесь олова, свинца, сурьмы, иногда меди в определенных пропорциях. Кстати, в каждой словолитне пропорции использовались свои.
Мастер ложкой зачерпывает «гарт» и заливает его в словолитный прибор, куда помещена матрица — медная пластинка-формочка, в которой отливают литеры, шрифты для типографского набора.
Затем, когда металл застынет, словолитчик достанет литеру из формы и бросит в стоящую рядом корзину. После этого «букву» необходимо подрезать, очистить от лишних элементов, отшлифовать, иначе печатание будет невозможно.
Интересно, что в первой четверти XIX века из 10 частных типографий собственные словолитни имели только две: типография Александра Плюшара и типография Иоганна Шнора.
Остальные печатники приобретали шрифты в Москве и за границей, в частности, в Париже у знаменитой фирмы Дидо, продукция которой отличалась четким геометрическим рисунком и чистотой отделки.
Так было до начала XIX века, когда работа словолитчика мало чем отличалась от той, которую выполнял мастер с гравюры XVI века.
Все поменялось с изобретением первой машины для отливания литер. Ее изобрел в 1838 году американец Дэвид Брюс (David Bruce) в Бруклине. Усовершенствовав американское изобретение, европейские мастера выпустили универсальные словолитные машины, лучшими из которых считались словолитные машины Фуше из Парижа и Кюстерманна из Берлина.
Стоит отметить, что в то время также был определенный выбор моделей машин, и в наиболее продвинутых моделях литеры не только отливались, но и обрабатывались механическим способом. Стоили они дороже, но имели хорошую окупаемость, за счет увеличения скорости работы, ведь рабочему оставалось только своевременно добавлять бруски гарта.
Большой прорыв совершил Осип Леман, который по достоинству оценил передовые технологии, и в 60-х годах наибольшее влияние на развитие графики русского шрифта оказывало его детище — «Словолитное заведение О. И. Лемана».
Осип Иванович (Франц Иосиф) Леман — петербургский немец, книгопечатник, родоначальник династии типографов, основатель «Словолитного заведения О. И. Лемана», считавшегося одной из старейших и лучших в России шрифтолитейных мастерских и существовавшего под разными названиями полтора века.
В 1847 году Леман был определён в ученики в словолитное заведение Лампе. Изучал шрифтолитейное делоruen в мастерской типографа Карла Края. с 1847 года служил учеником в небольшой словолитной мастерской типографии К. Края.
Под руководством Края освоил науку ручной отливки литер и тонкости словолитного производства, изготавливал до 5000 литер в день.
В определенный момент, когда производство Края пришло в упадок, Леман выкупил у него инвентарь и в 1854 году открыл собственную мастерскую — «Словолитное заведение О. И. Лемана».
Ставка на качество, тщательный подбор на работу лучших мастеров и использование новейшей техники позволили заведению стать лидером в своей отрасли.
В 1859 году Леман заменил ручную отливку шрифта машинной, в 1863 году ввёл гальванический, в 1865 году — стереотипный процессы.
Леманом была введена в России применяемая по сей день французская система измерения шрифтов — система Дидоr, разработан русский шрифт с изящным начертанием (устранены угловатости в начертаниях букв л, ж, ц и щ и др.).
С заказами в словолитню обращались не только полиграфисты Петербурга, но и типографии из других городов России и из-за рубежа.
Леману поступали заказы на изготовление латинских, грузинских, арабских, санскритских и древнеперсидских шрифтов. По данным «Русского биографического словаря», ежегодно Словолитней Лемана изготовлялось 4000 пудов разного шрифта, 2/3 этого количества предназначалось казенным и частным губернским и уездным типографиям.
Работы О. И. Лемана были неоднократно удостоены наград и дипломов российских и международных выставок — «за самостоятельное и многостороннее развитие словолитного искусства в России», «за обогащение русской печати новыми изящными шрифтами», «за в высшей степени правильную отливку и безукоризненную верность шрифта».
После выставки 1870 года «Словолитному заведению О. И. Лемана» был присуждён Государственный герб, что означало право использования герба на своих произведениях. В 1895 году, уже после смерти Осипа Ивановича, словолитня получила звание поставщика Двора Его Императорского Величества.
Изначально словолитня располагалась на Екатерининском канале, у Банковского моста в квартире дома графа Стенбок-Фермора.
Впоследствии,наследники О. И. Лемана для расширения производства в 1899 г. выкупили участок на Звенигородской, 20, на тот момент принадлежавший причту Волковской единоверческой церкви.
Здесь было возведено пятиэтажное здание, где начало работу Акционерное общество «Словолитня О. И. Лемана». Здание было спроектировано архитектором Алексеем Георгиевичем Эренбергом. Позднее к владению Общества был присоединен участок на Николаевской ул., 82 (ул. Марата, 82).
С помощью шрифтов от Лемана печатались многие российские газеты, журналы, книги, рекламные материалы известных российских предприятий. Ежегодно словолитня изготавливала 4 тысячи пудов шрифтов, 2/3 из которых отправлялись государственным и частным заказчикам.
В каталогах Лемана, помимо полного набора стандартных шрифтов («Американский скелетный», «Чикаго», «Книжный эльзевир» и пр.), были представлены редкие каллиграфические и рукописные шрифты, разнообразные символы, знаки, орнаменты, украшения, шрифтовые кассы на многих языках, включая арабский.
Кроме того, компания занималась торговлей типографскими машинами, бумагой и краской для печати, оборудованием для наборщиков и переплетчиков, оказывала услуги по устройству типографий. В 1900 году словолитня Лемана получила гран-при на международной выставке в Париже.
Предприятие было доходным. Основной капитал Общества на 7 мая 1915 г. составлял 1 350 000 руб. (5400 акций по 250 руб. каждая), из которых 84,3 % принадлежали русским подданным, 15,7 % — немецким. Они приносили дивиденды в 1911–1913 гг. по 11 рублей за акцию ежегодно. Баланс на 1 января 1916 г. составлял 2 873 957 рублей, стоимость имущества — 1 268 867 рублей.
В состав предприятия входили: словолитня и мастерские: гальванопластическая, стереотипия, граверная, ксилография, фотоцинкография, меднолитейная, механическая и столярная в Петрограде. Фирма имела отделение в Москве, склады в Одессе, Ростове-на-Дону, Вильне, Риге, Саратове, Киеве.
В 1905 году на словолитне был основан Союз рабочих печатного дела — первый в России рабочий профсоюз. Об этом свидетельствует мемориальная доска на фасаде здания на Звенигородской улице.