витебский проспект спб фото

Витебский проспект в Санкт-Петербурге — история возникновения и преобразований

26.09.2021

История Витебского проспекта Санкт-Петербурга начинается с Купчинской дороги — первого названия будущей крупной городской магистрали.

Смена названия произошла 12 ноября 1962 года, благодаря идущей от Витебского вокзала Витебской железной дороге, вдоль которой проспект в основном и проходит.

До ноября 1962 года этот большой проезд именовался Купчинской дорогойтак как он вел в существовавшую в прошлом деревню Купчино.

Витебский вокзал, к которому ведёт железная дорога, ранее назывался Царскосельским, а затем — Детскосельским. Сейчас это один из пяти действующих и старейших вокзалов в Петербурга и России.

Здание вокзала является объектом культурного наследия народов России и охраняется государством.

витебский проспект спб фото
Изображение начала 20 века. Введенский канал и вокзал. Фото: «Яндекс»
витебский вокзал спб фото
Фото: «Яндекс»
витебский вокзал спб фото
Современный вид вокзала, канал со временем был засыпан и превратился в улицу. Фото: «Яндекс»

Если быть еще точнее, проспект проходит вдоль Витебского направления железной дороги от соединительной ветки и Парковой улицы через южную портовую ветвь, Кольцевую автодорогу, Московское шоссе и микрорайон Шушары до Петербургского шоссе при въезде в Пушкин.

Является продолжением Воздухоплавательной улицы после перехода через Артиллерийский путепровод. Проходит по территории Московского и Пушкинского районов города.

Нумерация домов начинается от Парковой улицы.


Как мы говорили ранее, в начале XX века проезд от Рощинской улицы до  нынешней Бассейной улицы назывался на картах дорогой в Купчино или Купчинской дорогой, оба названия употреблялись параллельно.

В 1908 году дорогу продлили на север до Парковой улицы, соединив тем самым с Воздухоплавательной улицей.

деревня купчино старые фото
Деревня Купчино. Мост через речку и кузница 1927–1930 г. Фото: «Patsvu»
деревня купчино старые фото
Посёлок Купчино 1969–1970 г. Фото: «Patsvu»

В 1914 году Купчинскую дорогу продолжили на юг (до Южного шоссе, примерно до современной станции Проспект Славы). Новая улица была названа Царскосельской, так как она шла вдоль Царскосельской железной дороги.

7 ноября 1918 года улица была переименована в Детскосельскую — эта улица возникла в 1914 году и первоначально называлась Царскосельской, поскольку шла вдоль железнодорожной ветки, ведущей в Царское Село.

7 ноября 1918 года, ровно через год после Октябрьской революции, ее переименовали в Детскосельскую, поскольку и само Царское Село стало Детским Селом. Она заканчивалась у современной улицы Орджоникидзе.

10 сентября 1935 года Купчинскую дорогу и Детскосельскую улицу объединили под названием Купчинская дорога, тем самым закрепив единственно верное название топонима.

деревня купчино старые фото
Строительство путепровода 1966 г. Фото: «Patsvu»
проспект славы спб старое фото
Строительство путепровода улица Типанова / проспект Славы 1966 г. Фото: «Patsvu»
проспект славы спб старое фото
Путепровод 1991 г. Фото: «Patsvu»

12 ноября 1962 года Купчинская дорога получает своё современное название — Витебский проспект. Затем, в 1962—1966 годы проспект продлевался по мере появления новых улиц.

В 1972 году он был продлён к новой станции метро «Купчино» и одноимённой железнодорожной станции.

Преобразования на этом не закончились, и в 1966 году был построен автодорожный путепровод через проспект Славы и улицу Типанова, а 26 мая 2005 года был открыт участок от ст. м. «Купчино» до Московского шоссе с путепроводом над путями метрополитена.

19 декабря 2008 года был открыт участок от Шушар и развязки с Московским шоссе и КАД до Петербургского шоссе. Связь новой части проспекта со старой осуществлялась посредством Пушкинской улицы (из Санкт-Петербурга) и развязки через Московское шоссе (в Санкт-Петербург).

Витебский проспект спб старое фото
Витебский проспект 1971 г. Подпись в источнике: В квартале №6 Московского района, восточнее проспекта Юрия Гагарина. Фото: «Patsvu»

5—8 сентября 2011 года перестроена развязка Витебского проспекта с УДС (улично-дорожной сетью) Шушар — по-новому были организованы заезд в Шушары с Московского шоссе и Витебского проспекта (по направлению из Санкт-Петербурга) и выезд из Шушар на Московское шоссе в направлении Москвы.

Фактически была построена прямая связь старой и новой частей проспекта по направлению из Санкт-Петербурга.

В ноябре-декабре 2015 года развязка была окончательно доделана: была проложена дорога вдоль железнодорожных путей, напрямую соединившая обе части Витебского проспекта по направлению в Санкт-Петербург.

Витебский проспект спб старое фото
Витебский проспект, вид с Дунайского путепровода на юг. 2012 г. Фото: «Яндекс»
Витебский проспект спб старое фото
Продолжение Витебского проспекта от Шушар до Пушкина. Пересечение с Пушкинской улицей в Шушарах. Вид с путепровода Московского шоссе на юг, 2011 г. Фото: «Яндекс»
Витебский проспект спб старое фото
Витебский проспект (вид с Петербургского шоссе), 2011 г. Фото: «Яндекс»

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»