Бумагопрядильная мануфактура К. В. Гергарда на Выборгской стороне — история возникновения

05.10.2021

Здание Бумагопрядильной мануфактуры К. В. Гергарда имеет весьма богатую историю и является одним из ярчайших сооружений заводского типа на Выборгской стороне Петербурга.

Расположено оно по адресу Выборгская набережная, дом 39.

Строительство шло в несколько этапов. Первые корпуса бумагопрядильной мануфактуры начали возводить еще в 1880 году, следующий корпус был построен в 1888-м году.

Оба сооружения выполнены по проекту архитектора Фон Пирвица Федора Карловича, который являлся знаменитым специалистом в данной сфере строительства, при участии  архитектора Иванова Александра Васильевича.

Современный вид здания. Фото: «Yandex»
1849. Фрагмент плана Выборгской части (Атлас Н. Цылова. С. 367). Фото: «Сitywalls»
Фотография из архива семьи Gerhardi. Фото: «Сitywalls»

Затем здание в 1897-1899 г. было было перестроено архитектором И. М. Гольмдорфом. Позднее, в 1904 годах была произведена надстройка и расширение здания под руководством архитектора Шмидта Карла Карловича.

Весьма интересная судьба у этой территории.

В середине XIX в. владелицей участка № 233 в Выборгской части, по набережной р. Большой Невки, была Елисавета Федоровна Яроцкая, содержавшая здесь  лесной и дровяной двор, а также бани по Зеленкову переулку. По документу купчей крепости, совершенной 20 июля 1869 г., участок перешел во владение Виктора Яковлевича Боронина, купеца 2-й гильдии Боронин Виктор Яковлевич.

Справочная книга о купцах в 1871 года, немного раскрывает нам личность Боронина: «… 27 лет; в купечестве состоит с 1871 г. Жительствует Выборгской части, 2 уч., в собственном доме № 4 по Зеленкову переулку. Содержит дровяной двор и бани. По Табели домов 1875 г.  участок В. Я. Боронина числился под № 41 по набережной Большой Невки.»

Нумерация домов по набережной Б. Невки тогда шла от истока реки из Б. Невы до границы города у Строгановского сада.

Купеческая книга на 1871 г. С. 110. 2-я гильдия. Фото: «Сitywalls»
1877. План двора В.Я. Боронина, арендуемый К.Ф. Минус (Там же. Л.37об, 38). Фото: «Сitywalls»
1877. Фасад строения под лит. А. Проект арх. Н.В. Дмитриев (Л.39, 40). Фото: «Сitywalls»
1877. Фасад по набережной реки Большой Невки, а рх. Н.В. Дмитриев (Л.61, 62). Фото: «Сitywalls»

На участке Боронина разместилась Паровая мельница К. Ф. Минус. Она была построена в 1877 г., по проекту гражданского инженера Дмитриева Николая Всеволодовича.

В то время Карл Федорович Минус арендовал данную территорию у   Виктора Яковлевича.

«16-го июня 1877 г. владелец участка В .Я. Боронин получает разрешение СПб Городской управы на постройку «каменного 3-х этажного заводского строения под лит. А и одноэтажной при нем части под лит. Б и каменной заводской трубой».

Проект подписал архитектор Дмитриев. На плане двора В. Я. Боронина заводское строение под литерой А располагалось вдоль набережной Большой Невки.

Построенное в 1877 г. на участке В. Я. Боронина для арендатора К. Ф. Минус заводское строение было паровой мельницей для измельчения минералов, используемых при изготовлении красок., т.е. фабрикой красок. «С 1880 г. сведений о купце К. Ф. Минус в купеческих книгах обнаружить не удалось», сообщает Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга.

Небольшая фабрика была основана в 1880 году Василием Андреевичем Гергарди, застройка территории фабрики велась постепенно, с расширением территории участка (Выборгская набережная, д.11).

Уильям (Василий Андреевич) Гергарди, был британским подданным, выходцем из семьи немецких промышленников, в начале XIX века, осевших в Англии. Семья Гергарди прибыла в Россию из Англии в 1861 году.

Дом, принадлежавший семье Герхарди. Выборгская набережная д. 11. Фото: «Patsvu»
Карта Петрограда 1917 г. Фото: «Сitywalls»

Вначале Уильям (Василий Андреевич) Гергарди с партнером Генри Смоллом наладили производство хлопчатобумажной пряжи в Зеленковом переулке. Но вследствие непреодолимых разногласий Гергарди основал собственную мануфактуру для производства бумажной пряжи, суровых и швейных ниток.

Сын Василия Андреевича — Чарльз Альфред (Карл Васильевич) Гергарди (1865–1925) учился в Лондоне, по возвращении в Россию вступает в предприятие отца, продолжает и приумножает семейное дело.

После смерти отца, Карл Васильевич основал «Акционерное общество бумагопрядильни «К. В. Гергарди» с основным капиталом в 750 тыс. руб., которое превратилось в одно из крупнейших предприятий с годовым оборотом в 1,5 млн. руб. Количество рабочих к 1903 году достигло 306 человек.

По данным Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, в 1888 г.  было отправлено Прошение В. Я. Боронина, о капитальной перестройке каменного заводского строения, Выборгской части, 2 участка по набережной реки Б. Невки (N 41. 08.04.1888 г.).

Разрешение Городской управы на «надстройку 2-х этажей на существующем каменном одноэтажном заводском строении, показанном на плане двора под лит. А с возведением  к нему таковых же [каменных] пристроек: 3-х этажной лит. В  и одноэтажной лит. С» было получено в апреле 1888 г.

Дата на разрешении отсутствует, но на предлагающемся плане двора В. Я. Боронина, проставлена дата 5 апреля 1888 г. и подпись «А. Иванов».

1888. План двора В.Я. Боронина (Там же. Л.98об, 99). Фото: «Сitywalls»
1888. Фасад по набережной р. Большой Невки (Л.105, 106). Фото: «Сitywalls»
Адресная книга 1892 г. Торгово-Промышленные заведения. Стб.625-626. Фото: «Сitywalls»
Адресная книга 1895 г. Торгово-Промышленный отдел. Стб. 1240. Фото: «Сitywalls»

В 1888 г. было перестроено здание вышеупомянутой паровой мельницы, которая была построена в 1877 г. В 1886 г. паровую мельницу содержал владелец участка – В.Я. Боронин. К 1888 г., очевидно, здание паровой мельницы арендовал Вильгельм Гергарди, и оно было приспособлено для нужд бумагопрядильной фабрики.

Затем, в 1897 г. по проекту архитектора Ф.К. фон Пирвица справа к 2-х этажному зданию старой бумагопрядильни, построенной в 1880 г., пристраивается трехэтажное каменное здание с водонапорной башней — согласно Разрешению от 22 апреля 1897 г.)

При этом старое здание бумагопрядильни надстраивается до 3-х этажей, под один карниз с новым.

В 1900 г. купец В. Я. Боронин разделяет принадлежавший ему большой участок по Выборгской наб.,  Роченсальмскому и Зеленкову переулкам на несколько участков. В 1900-1901 гг.  участок по Выборгской наб., 11, с 1880 г. арендуемый Гергарди у купца В. Я. Боронина, переходит в собственность вновь созданного Акционерного общества бумагопрядильной мануфактуры К.В. Гергарди.

В справочнике «Весь Петербург на 1902 г. владельцем участка по Выборгской наб., № 11 указано Общество бумагопрядильной мануфактуры К. В. Гергарди.

1897. План двора В. Я. Боронина (Там же. Л.137об-139). Фото: «Сitywalls»
1897. Фасад лит. А по набережной, арх. Ф.К. Пирвиц (Л.140-142). Фото: «Сitywalls»

Стоит отметить, что в деловых сферах К. В. Гергарди пользовался репутацией знатока мануфактурного дела. Состоял членом множества благотворительных и просветительных обществ и согласно общедоступным материалам, в последствии даже был награжден золотой медалью.

Семья Гергади владела и катушечной фабрикой в Смоленске. Характерной чертой градостроительной застройки Выборгской стороны XIX века, была практика строительства на территории промышленного предприятия или рядом в квартале — жилого дома (особняка) владельцев, нередко, с садом.

В ближайшем округе часто находилось жилье рабочих и служащих с прилегающими огородами, а также лавки, сараи, складские и производственные постройки.

В 1904 году была произведена надстройка и расширение основного здания (правая часть) по проекту архитектора Карла Карловича Шмидта (1866, Санкт-Петербург -1945, Магдебург).

Четырёхэтажное кирпичное здание выходит главным фасадом на набережную Большой Невки, повторяющийся ритм окон главного фасада, гармонично сочетается с доминантой в виде башни, завершенной щипцом.

1904. Фасад здания по Выборгской набережной, арх. К.К. Шмидт (ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102. Д.2592. Л.209-214). Фото: «Сitywalls»
ВПг на 1917 г. Отд. IV. Стб. 61. Фото: «Сitywalls»

Русский архитектор немецкого происхождения, выпускник архитектурного факультета Императорской Академии художеств, Шмидт был действительным членом Петербургского общества архитекторов, академиком архитектуры (1906 г.), признанным мастером кирпичного стиля и стиля раннего модерна.

Из наиболее известных его творений можно назвать здание ювелирной фирмы К. Г. Фаберже, дворец княгини Палей в Царском Селе. Ему принадлежат проекты известных жилых и производственных комплексов в разных городах России.

Революция 1917 года заставила семейство Шмидтов переехать на историческую родину. В Германии Шмидт к архитектурной деятельности вернуться уже не смог.

С 1913 года предприятие перешло к Александре Ивановне Борониной (Акционерное общество Российской бумагопрядильной мануфактуры А. И. Борониной).

В списках промышленных предприятий Петрограда 1915 г., изготавливающих предметы государственной обороны, Акционерное Общество Российская бумагопрядильная мануфактура К.В. Гергарди на Выборгской набережной, 11 числилось 500 рабочих.

В 1918 году, после революционных событий, фабрику национализировали. 

В 1925 г. фабрика была сдана в концессию польскому Ченстоховскому акционерному обществу, которое наладило выпуск изделий из целлулоида. Концессионый договор с Правлением Акционерного общества «Целлулоид» был заключён 20 августа 1926 г.

У покупателей пользовались спросом галантерейные товары, детские игрушки и т. д. Затем договор был ликвидирован

14 января 1932 г. и фабрика передана промысловой кооперации, с 1 февраля 1932 г.  Фабрике было присвоено новое имя — «Комсомольской правды».

Вид на фабрику и особняк (справа). Фото: «Сitywalls»
Фрагмент плана треста ГРИИ. Фото: «Сitywalls»

В 1933 году завод освоил выпуск челноков для ткацких машин из бакелита, которые ранее закупались заграницей. Во время Великой Отечественной войны прессовый цех бы эвакуирован в Нижний Тагил, на его базе создан Нижнетагильский завод пластмасс.

В IV квартале 1942 года на заводе запущено в эксплуатацию оставшееся оборудование.

В послевоенный период был посвящен восстановлению Завода изделий из пластмасс имени газеты «Комсомольская Правда». Вводятся в эксплуатацию литьевой и инструментальный цеха. Впервые в стране освоена технология промышленного производства трубок из фторопласта.

В 1965-1970 годах на территории завода введен в эксплуатацию новый литьевый цех и построено здание заводоуправления. В 1970-1980-е годы на предприятии освоена технология производства ленты ФУМ.

Создан участок по производству безузловой сетки для фасовки овощей и фруктов. Впервые в стране изготовлены и внедрены вертикальные рам-экструдеры для производства фторопластовых труб.

В 1981-1987 годах на базе завода создается Ленинградское производственное объединение по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды». В 1985-1993 годы проводилось освоение производственных площадей, принятых от опытного завода ВНИИАШ.

Кроме этого, осуществлен монтаж литьевых машин на участке производственной тары, на территории установлены ангары КАС-10.

Фото: «Сitywalls»
2010 г. Фото: «Сitywalls»

В 1993 году произошло акционирование завода, преобразование его в ОАО по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды». Впоследствии на предприятии создано производство по переработке отходов из пластмасс в материалы, необходимые для многих отраслей промышленности страны.

Фирма участвовала в программе структуризации промышленных предприятий Администрации Санкт-Петербурга.

Тогда же сформированы по предметному принципу 4 дочерних фирмы. ОАО по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» на постперестроечный период — это 11 заводских корпусов, отличающихся друг от друга временем постройки, особенностями стеновых конструкций, инженерным и технологическим насыщением.

В настоящее время завод продолжает функционировать в здании по адресу: ул. Смолячкова, 4/2.

Непосредственно само производственное здание акционерного общества Российской бумагопрядильной мануфактуры К.В. Гергарди отнесено к выявленным объектам культурного наследия.

Фото: «Сitywalls»
2018 г. Фото: «Сitywalls»

 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»