История здания знаменитого кинотеатра «Гигант» в Петербурге резко отличается от его настоящей судьбы: оно очевидным образом достойно большего, чем то, что происходит с «Гигантом» сейчас.
Расположен «Гигант» по следующему адресу: угол Кондратьевского проспекта, 44 и Лабораторной улицы, 1.
Перед кинотеатром находится площадь Калинина, в центре которой установлен памятник Михаилу Калинину (скульптор М. Г. Манизер, архитектор А. К. Барутчев). Тогда же площади было присвоено и имя Калинина.
Здание было построено в 1934-1936 годах по проекту известных архитекторов Александра Гегелло и Давида Кричевского в стиле сталинского неоклассицизма.
Стоит отметить, что кинотеатр полностью оправдывал свое название, ведь его масштабы относительно того времени были действительно гигантскими: зрительный зал рассчитывался на 1400 мест.
Отличительной чертой этого сооружения стал его фасад, в облике которого обыгрывался мотив криволинейной плоскости киноэкрана.
«15 гранитных колонн открывают вход во дворец. Над ними поднимается стеклянная стена, за которой на шести экранах вскоре загорится гигантская кинореклама. По бокам лицевого фасада высечено 56 барельефов. Они изображают знакомые сцены из лучших произведений советской кинематографий. Вот Чапаев у пулемета. Николай Миронович – начальник политотдела из «Крестьян», улыбающийся Максим, Петя-Гулливер среди лилипутов…» — так описывается этот кинотеатр в издании «Смена» в статье «Крупнейший кинотеатр Советского Союза» в 1936 году.
Возведение кинотеатра такого масштаба стало значительным событием в архитектурно-строительной жизни Ленинграда, так как постройка сооружения такого размера, предназначенное исключительно для просмотра кино, была одной из первых в истории.
Между тем, оказывается, в проектировании участвовали отнюдь не только два вышеуказанных архитектора.
Основной замысел решения кинотеатра «Гигант» изначально принадлежал архитекторам В. Ф. Твелькмейеру и А. М. Соколову, а вторая часть работ — разработка технического проекта и осуществление здания в натуре — была поручена архитекторам Гегелло и Кричевскому.
В процессе окончательной разработки в проект внесены весьма существенные изменения — как в архитектуру наружного объема, так и в организацию внутренних помещений.
Однако, сравнивая первоначальную объемную композицию архитекторов Соколова и Твелькмейера с окончательной композицией архитекторов Гегелло и Кричевского, вполне отслеживается сохранение основной первоначальной идеи проекта.
В отношении учета среды обе группы проектировщиков решали здание Дворца кино как объем, организующий площадь и замыкающий перспективу Кондратьевского проспекта, т. е. как часть некоторого ансамбля.
Эти условия определили общую объемно-пространственную композицию здания.
Главный объем здания — зрительный зал — выходит на площадь.
При небольшом размере здания этот прием позволил придать ему монументальный характер, подчеркнуть его организующее значение для всей площади. Не менее выгодно сказалось на решении и то, что зал помещен во втором этаже. Большое фойе — зал ожидания выходит в сад, который в будущем органически свяжет здание с окружающей его средой.
Таковы положительные черты архитектурного замысла авторов.
Однако, в противовес плюсам, всегда есть и минусы, обе стороны были отражены в издании Абрамова Л.К. «Выборгский дворец кино/ Архитектура Ленинграда» 1937 г.
«….К сожалению, авторы проекта не везде добились правильного архитектурного решения. Партер зрительного зала повышается по мере удаления от экрана, в силу чего образуется большая высота зала фойе, что совершенно нерационально. Парадность лестницы недостаточно подчеркнута средствами архитектуры», — говорится в статье.
«Экран выходит на фасад, что потребовало соответствующего архитектурного выявления фасада, но авторами проекта не достигнутого. Посредине вестибюля поставлены столбы, разбивающие ощущение цельности помещения и затрудняющие обслуживание посетителей, стоящих у билетных касс. Такое решение нельзя назвать архитектурно правильным.
Архитектурное решение главной лестницы является самым слабым местом композиции. По признанию самих авторов, она тесна и архитектурно невыразительна. Высота ее недостаточна, расположение средних площадок неудобно. А между тем, эта часть здания могла бы быть наиболее эффектной.
Общее архитектурное решение зрительного зала интересно, но пропорции его следует признать неудачными, так как зал слишком широк. Портал сцены с его перспективными кессонами и столбами в углах производит слишком декоративное впечатление, что, конечно, не вяжется с простой и строгой трактовкой зала.
В окончательном проекте здание несомненно стало более монументальным и цельным по сравнению с его первоначальным вариантом. Но вместе с тем оно стало и излишне грузным и нехарактерным для здания кинотеатра», — не останавливается автор в критических замечаниях.
После войны в здании оборудовали два зала на 1312 и 300 мест. Один из них — с широким экраном, который был изобретен в 1952 г., соотношение между шириной и высотой кадра 1,66:1. Второй зал, оснащен так называемым широкоформатным экраном и изобретен в 1955 г., соотношение ширины и высоты кадра 2,2:1.
Здание было отнесено к одним из достопримечательностям Ленинграда, периода социалистического строительства, как самый крупный и благоустроенный кинотеатр в Ленинграде.
На данный момент здание кинотеатра «Гигант» включено в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001 г., п. 737).
Также в 2001 году дом включён КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Судьба здания кинотеатра пока что отнюдь не безоблачна.
Сам кинотеатр с громким названием и смелыми амбициями был закрыт. Известно, что в постсоветское время в здании работало казино, затем, ресторан с большим банкетным залом, который в последствии закрылся. Сейчас там располагаются магазины и увеселительные заведения.
Радует, что поскольку здание кинотеатра «Гигант» находится под государственной охраной как выявленный памятник архитектуры, его реконструкция невозможна без согласований.
Интересные факты:
- Первый фильм для широкого экрана сняли в СССР в 1956 году — это была детская сказка «Илья Муромец»
- По рассказам, данный кинотеатр помогали строить обычные рабочие с ближайших заводов в свои выходные. Строили для себя, для своих детей и внуков (что вполне может быть, т.к. раньше эта территория была во многом рабочей окраиной).
- В здании находился не только кинотеатр, но и располагался выставочный зал в фойе.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей станции метро Лесная — https://vk.com/umetrolesnaya
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»
Полюстровский рынок в Петербурге (Кондратьевский рынок): история, архитектура и интересные факты
Северный модерн в архитектуре Петербурга и восстановление уникальных зданий
Храм Петра и Павла на Выборгской стороне — история появления одного из старейших зданий Петербурга