Начав изучать вопросы, связанные с ситуацией вокруг Пулковской обсерватории и «Планетограда», мы столкнулись с тем, что ряд важных моментов, которыми друг другу оппонируют противоборствующие стороны, требуют определенного погружения в проблему.
И решили описать их понятным языком.
Базовый расклад выглядит просто.
Защитники обсерватории говорят, что любая стройка в районе обсерватории — зло, и никаких компромиссов быть не может. Т.к. жилые районы выделяют свет и тепло, которые искажают результаты высокоточных наблюдений. И именно для этого создавалась трехкилометровая защитная зона.
Власти и бизнес говорят, что от Пулковской обсерватории уже нет былой пользы, и строительство жилых комплексов ситуацию не усугубит.
Мы выделили три момента противостояния, по которым до сих пор в обществе существует некоторое непонимание. Надеемся, что описание этих моментов простым языком позволит вовлечь в осмысление и обсуждение проблемы бОльшего числа людей, которые до этого не имели времени, чтобы вникнуть в детали.
Научная значимость.
Первый взгляд на развитие ситуации создает у нас впечатление, что «научная» плоскость конфликта будто бы практически исчерпана.
Казалось бы, теперь аргументы тех, кто говорит о том, что строительство «Планетограда» будет мешать научным наблюдениям, биты. Что принято чуть ли не Соломоново решение: наблюдения, которым мешает «Планетоград» своим светом и выделением тепла, будут перенесены в другой регион, а сам научный центр сохранится в том виде, в котором он есть, со штатом сотрудников и пр.
Но не всё так просто.
Сначала два простых слова об астрономии и астрометрии. Что такое астрономия – все примерно понимают. У астрономии есть раздел – астрометрия. Его задача — изучение геометрических и кинематических свойств небесных тел. Кинематические свойства — это траектория движения небесных тел, скорость и ускорение.
Фактически, много лет из одной точки ведутся наблюдения. Всё регулярно, безостановочно и методично фотографируется. И на основании полученных за долгие годы данных происходит уточнение упомянутых свойств небесных тел. Иногда даже открываются новые звездные системы и небесные объекты. Это называется «многолетними рядами наблюдений».
Таким образом, перенос наблюдений в другие точки фактически закончит научный процесс, который ведётся уже свыше 70 лет.
Насколько это нужно современной отечественной науке – судить не нам. Мы просто хотим показать, что взять и перенести телескоп из одного места в другое – это значительно больше того, как это сейчас подается в СМИ.
Основа научных наблюдений в Обсерватории — 26-дюймовый рефрактор (телескоп). Этот уникальный телескоп позволяет получать информацию о самых медленно движущихся небесных телах
Это инструмент с очень крупным для для высокостабильного телескопа диаметром 65 сантиметров (26 дюймов = 65 сантиметров) . В настоящее время рефракторы диаметром более 50 сантиметров не строятся, так как это чрезвычайно сложно и дорого для специализированного инструмента.
Пулковский рефрактор – единственный российский инструмент, результаты наблюдений которого вносятся в базу данных института Штернберга, откуда их потом берут для уточнения теории движения тел Солнечной системы. Более ни одна из российских обсерваторий в этой базе не представлена
Согласование проекта «Планетограда» Пулковской обсерваторией
Не везде в СМИ это указывается, но научная значимость обсерватории полагалась настолько высокой, что у нее было право согласовывать или не согласовывать любые проекты в своей трехкилометровой охранной зоне.
С конца 2015-го в обсерватории была создана Астроклиматическая группа для оценки потенциальных проектов, а в феврале 2016-го обсерватория не только отклонила новые стройпроекты, но и решила отозвать ранее выданные согласования.
История обрела новые краски в 2016-м году, когда руководителем обсерватории был выбран Назар Исханов. Именно он, несмотря на то, что позиционировал себя как противник любых строительных согласований, в октябре 2016-го согласовал проект первой очереди «Планетограда». Это вызвало серьезные протесты внутри коллектива.
Более того, уже летом 2017-го года был уволены председатель Совета молодых ученых Пулковской обсерватории инженер Александр Шумилов, а осенью 2017 года — заведующая Лабораторией астрометрии и звездной астрономии Елена Рощина.
По удивительному совпадению, именно Рощина и Шумилов входили в Астроклиматическую рабочую группу, которая оценивала строительные проекты в защитной зоне обсерватории с точки зрения их влияния на астроклимат.
О Пулковской обсерватории как объекте всемирного наследия ЮНЕСКО
Мало кто это знает, но Пулковская обсерватория — и это редчайший случай в мире — была внесена в списки ЮНЕСКО (объект № 540-008) не только как архитектурно-ландшафтный ансамбль, а именно как научное учреждение — наблюдающая обсерватория.
Таким образом, ее ценность – не просто в здании, в стенах, архитектуре. Она важна еще и своей работой – функционалом.
Так, Международный Совет по охране памятников и достопримечательных мест – ICOMOS, созданный по инициативе ЮНЕСКО, еще 13 апреля 2017 года отметил в специальном заявлении следующее
Ценность Главной астрономической обсерватории (Пулковской обсерватории) Российской Академии наук, являющейся особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации и компонентом № 540-008 объекта Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связные с ним группы памятников», заключается не только в её архитектурной и исторической ценности, но также и в научной ценности, которая состоит в том, что здесь проводятся на протяжении более 170 лет постоянные и непрерывные фундаментальные научные астрономические наблюдения, имеющие мировое значение
Территория Пулковской обсерватории является целостным имущественным и ландшафтным комплексом и любое его перепрофилирование для целей не связанных с наукой, приведёт к утрате архитектурной, исторической, культурной и научной ценности объекта.
Заключение
Ситуация вокруг Пулковской обсерватории в ближайшее время будет только накаляться. Здесь мы видим и нюансы с дольщиками, и начало информационной войны в СМИ против градозащитников.
Данной статьей мы хотим показать важность вынесения подобных вопросов на широкое обсуждение.
Понятно, что для градозащитников «не сдать» Пулковскую обсерваторию — дело чести. А власти и бизнес устали от того, что подобные случаи отпугивают потенциальных инвесторов, которые могут столкнуться с непредвиденными сложностями в виде градозащитников. Сюда же добавляются судьбы людей, покупающих квартиры и не разбирающихся в тонкостях ситуации.
Но выход в таких показательных резонансных ситуациях видится только один: на самом высоком государственном уровне создавать независимую смешанную комиссию, уровень специалистов и беспристрастности которой позволит услышать все стороны конфликта и принять взвешенное решение. (Кстати, относиться к обращению к Президенту можно по-разному, но узнать его мнение по данной ситуации было бы очень интересно. И если бы мы оказались перед Президентом Путиным, мы бы знали, о чем его спросить).
И дальше вынести данное решение на суд общественности. В понятных ясных формулировках.
Всё-таки, Санкт-Петербург — это не только питерское, но и общенациональное, и мировое достояние.
Присоединяйтесь к нам Вконтакте