царскосельский железнодорожный мост

История Царскосельского железнодорожного моста в Петербурге

03.08.2020

Первым в России железнодорожным мостом стал Царскосельский железнодорожный мост, который был переброшен по Витебской линии Октябрьской железной дороги.

Сегодня это группа мостов, перекинутых через Обводный канал в Санкт-Петербурге.

Фактически, мостов два — восточный на три пути и западный — однопутный. История моста тесно связана с Царскосельской железной дорогой.

Царскосельская железная дорога.

Первый мост на этом месте возвели в связи с прокладкой первой железнодорожной ветки в Российской Империи, соединившей Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском. В 1837 году от бывшего Семёновского плаца была проложена линия железной дороги, которой дали наименование «Царскосельская», поскольку вела в Царское Село, ныне город Пушкин.

Царскосельская железная дорога стала первой железной дорогой общественного пользования в России. Она была единственной в стране и 6-й в мире. Император Николай I издал Указ 21 марта 1836 года о сооружении Царскосельской железной дороги, который был обнародован 15 апреля 1836 года. Строительство дороги началось 1 мая 1836 года, а открыли её 30 октября 1837 года.

История железнодорожного моста.

Благодаря этой железнодорожной магистрали был построен мост, который также назвали Царскосельским, но официально — 20 лет спустя, в 1857 году. Переправу здесь заложили годом ранее окончания строительства Царскосельской железной дороги, — 25 августа 1836 года. Открыли мост аккурат в год запуска первой в России железнодорожной линии, в 1837-м.

Мост был деревянным, на каменных устоях — арочным двухпутным, пролётом 24,5 метра. В 1868—1869 годах на месте деревянного моста был сооружён металлический по проекту инженера Крюковского. Пролётное строение состояло из железных ферм параболической системы. Однако и этот мост был разобран в результате модернизации железной дороги в начале ХХ века.

царскосельский железнодорожный мост 1900
Демонтаж старого моста. 1900 год

Существующие металлические мосты и пятиметровая насыпь над Обводным каналом в Санкт-Петербурге появились в 1900—1904 годах в ходе реконструкции путей для Витебской линии Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

царскосельский железнодорожный мост петербург
Строительство нового моста. 1901 год.

Объект охраны и уникальные факты.

Царскосельский железнодорожный мост через Обводный канал был признан выявленным объектом культурного наследия. Решение о его включении в перечень выявленных объектов культурного наследия приняла комиссия Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в Санкт-Петербурге.

Основанием для этого послужили множественные факты, подтверждающие историко-культурную ценность объекта. Мост выполнен в приёмах промышленного модерна, наделён строго симметричной композицией, основанной на гармоничном сочетании изящных криволинейных форм. При возведении переправы использовались передовые для своего времени инженерные конструкции.

царскосельский железнодорожный мост петербург
Под Царскосельским железнодорожным мостом. 1995 год

Для Санкт-Петербурга — это редкий пример устройства пролёта моста с фермами, обращёнными изогнутой стороной книзу. В конструкции переправы мостостроители применили полигональные фермы (типа Пратта), обращённые кверху изогнутой стороной.

Конструкция Царскосельского железнодорожного моста значительно опережала своё время и, благодаря оптимальной траектории, получила широкое распространение в конце XX века в России, а также в Англии, Германии и других странах. Ниже по течению через канал переброшен коммуникационный мост.

Конструкция и описание моста.

Фактически, переправа состоит из двух мостов: юго-западный на один путь и северо-восточный — на три пути. Опоры облицованы грубым камнем. Центральный пролёт переправы представляет собой чрезвычайно прогрессивную ферму переменного сечения, повторяющую своим очертанием эпюр изгибающих моментов.

Железнодорожный характер конструкции придаёт крестовая решётка, гарантирующая постоянное включение в работу всех элементов при движении состава по верхнему поясу. Мост обладает выразительным силуэтом и играет важную градостроительную роль в панорамах Обводного канала.

Переправа образует визуальные связи с другими объектами, охраняемыми государством, такими как «Комплекс казарм Семёновского и Егерского полков» и «Здание электростанции общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». Наконец, важно то, что Царскосельский железнодорожный мост, после последней модернизации в начале ХХ столетия, сохранился до наших дней без каких-либо значительных изменений и перестроек.

царскосельский железнодорожный мост петербург

Может быть интересным:

5 исторических фактов о Балтийском вокзале, которые мало кто знал

Почти пропавшая река Таракановка в Петербурге

Из истории Варшавского вокзала Петербурга


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»