Станция метро Достоевская — одна из молодых станций метро в Санкт-Петербурге, была открыта 30 декабря 1991 года.
Такое название станция получила из-за территориально близкого расположения к музею-квартире Ф. М. Достоевского (находится по адресу: Кузнечный переулок, дом 5/2) и улице Достоевского (находится рядом с музеем, до 1915 года была Ямской).
Изначально станцию планировалось назвать «Владимирская-2», это имя было указано в проекте станции.
Достоевская входит в состав Лахтинско-Правобережной линии, расположена между станциями «Лиговский проспект» и «Спасская». Открыта в составе участка «Площадь Александра Невского» — «Садовая».
Павильон станции Достоевская находится в начале Загородного проспекта напротив Владимирской площади.
При строительстве данной станции, в 1980-х годах, планировалось снести три здания для постройки наземный вестибюля. Однако разобрать успели только одно здание – бывшее Владимирское народное училище.
На фоне возмущений, операцию по сносу свернули. А по защите знаменитого дома Дельвига (по адресу: Щербаков переулок, 14/1.) и вовсе развернулась нешуточная борьба, которая длилась почти месяц. Горожане подключали всевозможные методы: статьи в газетах, передачи на каналах телевидения, сбор подписей в защиту и т.д. и п.т.
В следствии создавшейся ситуации, проект станции пришлось исправлять. Новый проект сместил павильон станции Достоевская в глубину дворов старых зданий.
Благодаря этому на Владимирском проспекте появилась свободная площадка. Сегодня здание метрополитена скрывает торговый комплекс «Regent Hall». Войти в вестибюль можно через первый этаж комплекса.
Наземный павильон выполнен по проекту архитекторов В. Г. Хильченко, А. С. Константинова. Это восьмиэтажное здание, которое включает себя торговый комплекс и бизнес-центр «Regent Hall». Здание комплекса примыкает к вестибюлю, проход осуществляется непосредственно сквозь первый этаж торгового комплекса.
Павильон станции как бы немного утоплен в глубину дворов старых зданий, сделано это специально, чтобы новое здание не вносило диссонанс в общий архитектурный стиль старого времени.
Подземная станция выполнена по проекту архитекторов А. В. Жука и А. Д. Токмань. Это колонная станция глубокого заложения. глубина примерно 62 м. Оформление станции посвящено облику эпохи Достоевского.
Такой стиль станции придают стилизованные под старину фонари, которые расположили в центральном подземном зале, входы на перрон оформленные арками, торец зала украшен декоративным панно из естественного камня, облицованные серым гранитом колонны, которые соединены и образуют единую галерею.
Авторы мозаики: С. Н. Репин, В. В. Сухов, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин, Е. А. Жук; архитектор А. В. Жук.
У станции есть три эскалатора, с наклонным ходом. Они расположены в северном торце станции. Между ним и перроном устроен изогнутый подходной коридор.
Изначально из него можно было попасть на перрон через три арочных прохода, но в 1992 году дальний проход закрыли и стали использовать под служебное помещение. Открывать его вновь Петербургский метрополитен не намерен.
Интересные факты:
- За Достоевской расположена двухпутная ССВ на пятую линию, начинающаяся по бокам от главных тоннелей. До открытия станции «Спасская» она функционировала как перегон между «Достоевской» и «Садовой».
- Под тоннели до станции «Спасская» в 1991 году был оставлен задел.
- В 1989 году во время строительства перехода на станцию Владимирская произошло обрушение породы из забоя, из-за которого рядом стоящий дом стал оседать. Жильцы были эвакуированы, а скорость движения поездов в зоне станции снизили до 10 км/ч. Для разрешения этой проблемы проходчики соорудили перегородку, за которую по трубам закачали бетон. Исправление ситуации заняло несколько дней, но проходку перехода пришлось начинать заново.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»