Станция метро Достоевская: история, конструкция и интересные факты

14.01.2021

Станция метро Достоевская — одна из молодых станций метро в Санкт-Петербурге, была открыта 30 декабря 1991 года.

Такое название станция получила из-за территориально близкого расположения к музею-квартире Ф. М. Достоевского  (находится по адресу: Кузнечный переулок, дом 5/2) и улице Достоевского (находится рядом с музеем, до 1915 года была Ямской).

Изначально станцию планировалось назвать «Владимирская-2», это имя было указано в проекте станции.

Достоевская входит в состав Лахтинско-Правобережной линии, расположена между станциями «Лиговский проспект» и «Спасская». Открыта в составе участка «Площадь Александра Невского» — «Садовая».

 Достоевский
Фото: «Яндекс» Ф.М. Достоевский

Павильон станции Достоевская находится в начале Загородного проспекта напротив Владимирской площади.

При строительстве данной станции, в 1980-х годах, планировалось снести три здания для постройки наземный вестибюля. Однако разобрать успели только одно здание – бывшее Владимирское народное училище.

На фоне возмущений, операцию по сносу свернули. А  по защите знаменитого дома Дельвига  (по адресу: Щербаков переулок, 14/1.) и вовсе развернулась нешуточная борьба, которая длилась почти месяц. Горожане подключали всевозможные методы: статьи в газетах, передачи на каналах телевидения, сбор подписей в защиту и т.д. и п.т.

В следствии создавшейся ситуации, проект станции пришлось исправлять. Новый проект сместил павильон станции Достоевская в глубину дворов старых зданий.

Благодаря этому на Владимирском проспекте появилась свободная площадка. Сегодня здание метрополитена скрывает торговый комплекс «Regent Hall». Войти в вестибюль можно через первый этаж комплекса.

Дом Дельвига в Петербурге
Фото: «Citywalls» Дом Дельвига в Петербурге
Станция метро Достоевская
Фото: «Яндекс»

Наземный павильон выполнен по проекту архитекторов В. Г. Хильченко, А. С. Константинова. Это восьмиэтажное здание, которое включает себя торговый комплекс и бизнес-центр «Regent Hall». Здание комплекса примыкает к вестибюлю, проход осуществляется непосредственно сквозь первый этаж торгового комплекса.

Павильон станции как бы немного утоплен в глубину дворов старых зданий, сделано это специально, чтобы новое здание не вносило диссонанс в общий архитектурный стиль старого времени.

Подземная станция выполнена по проекту архитекторов А. В. Жука и А. Д. Токмань. Это колонная станция глубокого заложения. глубина примерно 62 м. Оформление станции посвящено облику эпохи Достоевского.

Такой стиль станции придают стилизованные под старину фонари, которые расположили в центральном подземном зале, входы на перрон оформленные арками, торец зала украшен декоративным панно из естественного камня, облицованные серым гранитом колонны, которые соединены и образуют единую галерею.

Авторы мозаики: С. Н. Репин, В. В. Сухов, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин, Е. А. Жук; архитектор А. В. Жук.

Станция метро Достоевская
Фото: «Яндекс»
Станция метро Достоевская
Фото: «Metrowalks»

У станции есть три эскалатора, с наклонным ходом. Они расположены в северном торце станции. Между ним и перроном устроен изогнутый подходной коридор.

Изначально из него можно было попасть на перрон через три арочных прохода, но в 1992 году дальний проход закрыли и стали использовать под служебное помещение. Открывать его вновь Петербургский метрополитен не намерен.

Интересные факты:

  • За Достоевской расположена двухпутная ССВ на пятую линию, начинающаяся по бокам от главных тоннелей. До открытия станции «Спасская» она функционировала как перегон между «Достоевской» и «Садовой».
  • Под тоннели до станции «Спасская» в 1991 году был оставлен задел.
  • В 1989 году во время строительства перехода на станцию Владимирская произошло обрушение породы из забоя, из-за которого рядом стоящий дом стал оседать. Жильцы были эвакуированы, а скорость движения поездов в зоне станции снизили до 10 км/ч. Для разрешения этой проблемы проходчики соорудили перегородку, за которую по трубам закачали бетон. Исправление ситуации заняло несколько дней, но проходку перехода пришлось начинать заново.
Фото: «Яндекс»

Может быть интересным:

Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb

Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb

Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина» 

 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»