Старо-Калинкин мост в Петербурге — это один из 7 типовых каменных трёхпролетных мостов через Фонтанку, построенных в 18 веке, и сохранившийся до настоящего времени.
В 2033 году мосту исполнится 300 лет.
Располагается мост в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. С левого берега к нему подходит Старо-Петергофский проспект, недалеко от моста на набережную реки Фонтанки выходит улица Циолковского.
На правом берегу находятся площадь Репина и Лоцманская улица. Выше по течению расположен Английский мост, ниже — Галерный мост.
Конструкция моста представляет собой каменное трехпролетное сооружение, где средний пролет перекрыт пологой циркульной аркой, а боковые — каменными сводами коробовых очертаний.
По обеим сторонам моста расположены четыре гранитные башни, которые выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения. Их венчают круглые купола с шарообразными позолоченными урнами.
На гранитных башнях установлены мемориальные доски, обозначающие даты начала и окончания строительства моста: «Н. 1786. ГОДА.» (на левом берегу) и «О. 1788. ГОДА.» (на правом берегу).
Перильное ограждение моста аналогично перильному ограждению набережной — металлические секции на гранитных тумбах — совпадают по рисунку с решетками набережной реки Фонтанки, на открылках – гранитные парапеты.
На открылках установлен гранитный парапет с гранитными скамьями. При въездах на мост установлены четыре гранитных круглых обелиска с гранёными фонарями. Тротуары отделены от проезжей части высокими гранитными барьерами, заканчивающимися у въездов на мост фигурными торцами, впереди которых установлены гранитные столбики.
Как и у многих других мостов Петербурга, участь смены названий не обошла и этот мост.
Своё название мост получил по наименованию находившейся вблизи Калинкиной деревни (небольшой финской деревни, известной с XVII века). За время существования мост неоднократно менял своё название: Калинковский мост (1755), Калинкинский мост (1758—1875), Калинкин мост (1763—1867).
С 1820 года, после появления Мало-Калинкина моста через Екатерининский канал, его стали именовать Большим Калинкиным.
Современное название в форме Старый Калинкин мост появилось в 1873 году, поскольку мост оказался на одной магистрали с Ново-Калинкиным мостом через Обводный канал.
С 1930-х годов переправу окончательно переименовали в Старо-Калинкин мост.
Старо-Калининский мост является одним из старейших в городе, с 1733 года здесь существовал деревянный мост. Длина моста доходила до 250 м. Он имел подъемный пролёт с надмостными сооружениями для раскрытия его полотен в виде трехпролетных порталов с «журавлями».
В 1780-х годах началось строительство гранитной набережной реки Фонтанки, работами руководил инженер-полковник И.К. Герард. Согласно Генеральному плану переустройства Фонтанки, с 1782 по 1788 год было построено семь мостов: Симеоновский, Аничков, Чернышёв, Обуховский, Измайловский, Семеновский и, наконец, Калинкин.
Мосты возводились по типовому проекту, чьим создателем был французский архитектор Жан-Родольф Перроне.
Строительством Калинкина моста руководили инженеры И.К. Герард и П.К. Сухтелен. Работы начались в 1786 году и завершились в 1788 году, о чем свидетельствуют памятные доски на башнях моста.
Мост разводился вручную с помощью цепей. Тротуары от проезжей части отделялись гранитными бордюрами, у въездов на мост были установлены гранитные обелиски с фонарями, а у парапетов на открылках моста — гранитные скамьи.
В 1892-1893 годах по проекту архитектора М.И. Рылло мост был частично реконструирован – его расширили до 15,2 метра, а средняя деревянная подъемная часть была заменена пологим каменным сводом. Были восстановлены гранитные башни над речными опорами.
В 1907-1908 годах в связи с прокладкой трамвайных путей по мосту расширяется его проезжая часть с сохранением гранитных башен и гранитных парапетов на опорах.
В 1965 году по инициативе Ленмосттреста было решено восстановить исторический облик Старо-Калинкина моста, вернуть ему утраченный декор. Архитектор И.Н. Бенуа разработала проект реставрации на основе архивных материалов и изображений моста в живописи. Мосту были возвращены гранитные детали: скамьи на парапетах открылков моста, бордюры вдоль тротуаров и круглые обелиски на въездах.
В 1969 году позолочены металлические декоративные детали. В 1986-1987 годах по проекту архитектора В.М. Иванова воссозданы фонари и памятные доски на башнях. С октября 2013 года по апрель 2014 года на мосту производился ремонт дорожного покрытия, трамвайных рельсов и коммуникаций.
Интересные факты:
- Старо-Калинкин мост — самый последний мост через реку Фонтанку, доступный для горожан и туристов. Дальше начинается завод «Адмиралтейские верфи», на территории которого река Фонтанка впадает в Финский залив.
- Как упоминалось ранее, автором проекта воспроизведения утраченных деталей была архитектор И. Н. Бенуа, основой проекта послужила историческая справка, составленная сотрудником Специальных научно-реставрационных мастерских Р. Г. Рабиновичем по собранным Н. В. Поповой архивным материалам. Одним из источников общего вида переправы в XIX веке явилась картина К. Ф. Кнаппе «Калинкин мост», написанная в 1840 году.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»