старо-калинкин мост спб

Старо-Калинкин мост в Петербурге: история, конструкция и интересные факты

11.02.2021

Старо-Калинкин мост в Петербурге —  это один из 7 типовых каменных трёхпролетных мостов через Фонтанку, построенных в 18 веке, и сохранившийся до настоящего времени.

В 2033 году мосту исполнится 300 лет.

Располагается мост в  Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. С левого берега к нему подходит Старо-Петергофский проспект, недалеко от моста на набережную реки Фонтанки выходит улица Циолковского.

На правом берегу находятся площадь Репина и Лоцманская улица. Выше по течению расположен Английский мост, ниже — Галерный мост.

старо-калинкин мост спб
Старо-Калинкин мост 1893–1903 г. Фото: «Patsvu»
старо-калинкин мост спб
Мост в 1880-х гг. Виден центральный деревянный пролёт подкосной системы. Фото: «Patsvu»

Конструкция моста представляет собой каменное трехпролетное сооружение, где средний пролет перекрыт пологой циркульной аркой, а боковые — каменными сводами коробовых очертаний.

По обеим сторонам моста расположены четыре гранитные башни, которые выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения. Их венчают круглые купола с шарообразными позолоченными урнами.

На гранитных башнях установлены мемориальные доски, обозначающие даты начала и окончания строительства моста: «Н. 1786. ГОДА.» (на левом берегу) и «О. 1788. ГОДА.» (на правом берегу).

старо-калинкин мост спб
Фото: «Patsvu»

Перильное ограждение моста аналогично перильному ограждению набережной  — металлические секции на гранитных тумбах — совпадают по рисунку с решетками набережной реки Фонтанки, на открылках – гранитные парапеты.

На открылках установлен гранитный парапет с гранитными скамьями. При въездах на мост установлены четыре гранитных круглых обелиска с гранёными фонарями. Тротуары отделены от проезжей части высокими гранитными барьерами, заканчивающимися у въездов на мост фигурными торцами, впереди которых установлены гранитные столбики.

старо-калинкин мост спб
Калинкин мост через Фонтанку 1870–1880 г. Фото: «Patsvu»
старо-калинкин мост спб
Проект уширения моста. 1907 г. Фото: «Яндекс»

Как и у многих других мостов Петербурга, участь смены названий не обошла и этот мост.

Своё название мост получил по наименованию находившейся вблизи Калинкиной деревни  (небольшой финской деревни, известной с XVII века). За время существования мост неоднократно менял своё название: Калинковский мост (1755), Калинкинский мост (1758—1875), Калинкин мост (1763—1867).

С 1820 года, после появления Мало-Калинкина моста через Екатерининский канал, его стали именовать Большим Калинкиным.

Современное название в форме Старый Калинкин мост появилось в 1873 году, поскольку мост оказался на одной магистрали с Ново-Калинкиным мостом через Обводный канал.

С 1930-х годов переправу окончательно переименовали в Старо-Калинкин мост.

старо-калинкин мост спб
Старо-Калинкин мост 1980 – 1983 г. Фото: «Patsvu»
старо-калинкин мост спб
Старо-Калинкин мост 1973–1979 г. Фото: «Patsvu»
старо-калинкин мост спб
Старо-Калинкин мост 1995 г. Фото: «Patsvu»

Старо-Калининский мост является одним из старейших в городе, с 1733 года здесь существовал деревянный мост. Длина моста доходила до 250 м. Он имел подъемный пролёт с надмостными сооружениями для раскрытия его полотен в виде трехпролетных порталов с «журавлями».

В 1780-х годах началось строительство гранитной набережной реки Фонтанки, работами руководил инженер-полковник И.К. Герард. Согласно Генеральному плану переустройства Фонтанки, с 1782 по 1788 год было построено семь мостов: Симеоновский, Аничков, Чернышёв, Обуховский, Измайловский, Семеновский и, наконец, Калинкин.

Мосты возводились по типовому проекту, чьим создателем был французский архитектор Жан-Родольф Перроне.

Строительством Калинкина моста руководили инженеры И.К. Герард и П.К. Сухтелен. Работы начались в 1786 году и завершились в 1788 году, о чем свидетельствуют памятные доски на башнях моста.

старо-калинкин мост спб
Трамвай ЛМ-33/ЛП-33 на Старо-Калинкином мосту 1974 г. Фото: «Patsvu»
старо-калинкин мост спб
Старо-Калинкин мост 1969–1975 г. Фото: «Patsvu»
старо-калинкин мост спб
Старо-Калинкин мост 1995–2000 г. Фото: «Patsvu»

Мост разводился вручную с помощью цепей. Тротуары от проезжей части отделялись гранитными бордюрами, у въездов на мост были установлены гранитные обелиски с фонарями, а у парапетов на открылках моста — гранитные скамьи.

В 1892-1893 годах по проекту архитектора М.И. Рылло мост был частично реконструирован – его расширили до 15,2 метра, а средняя деревянная подъемная часть была заменена пологим каменным сводом. Были восстановлены гранитные башни над речными опорами.

В 1907-1908 годах в связи с прокладкой трамвайных путей по мосту расширяется его проезжая часть с сохранением гранитных башен и гранитных парапетов на опорах.

В 1965 году по инициативе Ленмосттреста было решено восстановить исторический облик Старо-Калинкина моста, вернуть ему утраченный декор. Архитектор И.Н. Бенуа разработала проект реставрации на основе архивных материалов и изображений моста в живописи. Мосту были возвращены гранитные детали: скамьи на парапетах открылков моста, бордюры вдоль тротуаров и круглые обелиски на въездах.

старо-калинкин мост спб
2020 г. Фото: «Яндекс»
старо-калинкин мост спб
Панорама. Фото: «Яндекс»
старо-калинкин мост спб
Фото: «Яндекс»

В 1969 году позолочены металлические декоративные детали. В 1986-1987 годах по проекту архитектора В.М. Иванова воссозданы фонари и памятные доски на башнях. С октября 2013 года по апрель 2014 года на мосту производился ремонт дорожного покрытия, трамвайных рельсов и коммуникаций.

Интересные факты:

  • Старо-Калинкин мост — самый последний мост через реку Фонтанку, доступный для горожан и туристов. Дальше начинается завод «Адмиралтейские верфи», на территории которого река Фонтанка впадает в Финский залив.
  • Как упоминалось ранее, автором проекта воспроизведения утраченных деталей была архитектор И. Н. Бенуа, основой проекта послужила историческая справка, составленная сотрудником Специальных научно-реставрационных мастерских Р. Г. Рабиновичем по собранным Н. В. Поповой архивным материалам. Одним из источников общего вида переправы в XIX веке явилась картина К. Ф. Кнаппе «Калинкин мост», написанная в 1840 году. 
старо-калинкин мост спб
К. Ф. Кнаппе. Калинкин мост. 1840 г. Фото: «Яндекс»
старо-калинкин мост спб
Фото: «Яндекс»

Может быть интересным:

Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb

Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb

Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина» 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»