История о Нарвской заставе в Петербурге — это рассказ про удивительный район, который за свою историю успел побывать и аристократическим, купеческим и рабочим.
Непосредственно на территории Нарвской заставы проходила Петергофская дорога, по которой ездили цари. Здесь же располагался усадебный дом княгини Екатерины Романовны Дашковой
Нарвская застава — территория на юге Санкт-Петербурга (часть Кировского района города), охватывающая площадь Стачек, начало проспекта Стачек и окрестности.
Архитектурный центр района — Нарвские триумфальные ворота и ансамбль площади Стачек (в том числе наземный павильон станции метро «Нарвская»).
Название происходит от заставы (контрольно-пропускного пункта) XVIII века, которая находилась на въезде в город по Нарвской дороге и служила, как и другие три заставы Санкт-Петербурга (Невская, Московская, Выборгская), пограничным пунктом столичного города.
От Нарвской заставы начиналась Петергофская дорога, которая вела в пригороды столицы: Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум. В 11—12 вёрстах от заставы от Петергофской ответвлялась дорога на Нарву и Ревель (Таллин).
Территория, на которой раскинулся Кировский район Санкт-Петербурга, имеет тысячелетнюю историю. В древности здесь начинались на русских землях знаменитые международные торговые водные пути, в том числе «Путь из варяг в греки».
В XVII веке в районе заставы находились деревни Волынкина, Тентелевка, Емельяновка, Автово, которые существовали ещё до основания города. Однако уже при Петре I у заставы была заложена резиденция Екатерингоф, а вдоль Петергофской дороги участки были отданы знати под строительство дач.
Это уникальное предместье стало составляющей частью блестящего ансамбля Санкт-Петербурга.
Несколько из старинных усадеб этого ансамбля сохранились до наших дней и являются настоящими жемчужинами Кировского района. Так, сохранился усадебный дом княгини Екатерины Романовны Дашковой, главы двух академий, человека с мировой известностью. Ее усадьба была настоящим загородным научным и культурным центром, в XVIII веке там писали первый в России толковый словарь русского языка, а в первой четверти XIX века там собирались Иван Андреевич Крылов, Василий Андреевич Жуковский и другие известные писатели.
Необычное название усадьбы — Кирьяново — происходит от имен древних святых врачевателей Кира и Иоанна. В начале XX века в усадьбе находился семейный клуб рабочих Путиловского завода, а после Великой Отечественной — детский сад. В 1970-1975 годах здание усадьбы было взято под охрану государства, отреставрировано и приспособлено под Дворец бракосочетания Кировского района.
От Нарвской площади, где с 1796 по 1917 г. по реке Таракановке проходила граница города, и начиналась трасса Петергофской дороги.
Если от Обводного канала до Нарвской площади усадьбы располагались достаточно случайно, перемежаясь обширными садами и огородами, то далее они примыкали одна к другой, создавая образ гирлянды дворцов и парков, парадного преддверия Петербурга.
Собственно Нарвской площади до конца 1820-х гг. не существовало, первоначальная площадь в виде неправильного овала была устроена по проекту В.П. Стасова в 1827 г. в преддверии закладки новых Нарвских ворот, которая состоялась 26 августа.
Участки территории, необходимой для ее устройства, были выделены из соседних дач. К 1833 г., когда проложили Нарвский проспект, площадь была распланирована заново. Ее сделали прямоугольной с полуциркульной северо-западной, противолежащей воротам стороной. По периметру ее обсадили деревьями.
Ранее существовавший Таракановский мост (или Чечерин, как он первоначально назывался) был построен ещё в 1770-х годах. К этому времени на Петергофском шоссе вблизи города началось массовое строительство мостов, в том числе и каменных.
Среди первых из них – однопролетный мост через речку Красную и трехпролетный — через Таракановку. Он был сложен из известняка, имел характерный «горбатый» профиль, что отвечало размерам его арок: средняя была шире и выше боковых.
Ведущими в ансамбле площади стали Нарвские ворота, созданные В.П. Стасовым на основе предыдущего проекта Дж. Кваренги. Главные изменения состояли в увеличении размеров сооружения, применении новых материалов — кирпичной основы с облицовкой медью. Статуи римских воинов были заменены фигурами русских витязей.
К воротам был перенесена городская Нарвская застава. Для помещения караула рядом с воротами возвели кордегардию — каменный одноэтажный павильон с лоджией, поддерживаемой двумя тосканскими колоннами. Она была разобрана при реконструкции площади в 1930-х гг.
В XIX веке юго-западные предместья города постепенно превращаются в бурно развивающуюся промышленную окраину столицы. В начале XIX века с переводом из Кронштадта чугунолитейного завода (будущего Путиловского) район заставы стал формироваться как промышленная зона.
Участки беднеющего дворянства приобретались купцами и промышленниками под строительство заводов и мануфактур. Поблизости формировались и рабочие посёлки.
К началу XX века Нарвская застава представляла собой типичную рабочую окраину, с бараками, большой скученностью населения.
9 января 1905 года у Нарвской заставы была расстреляна мирная демонстрация, которую возглавлял священник Георгий Гапон. Эти события вошли в историю под названием «Кровавого воскресенья». Лишь после Февральской революции в 1917 году Нарвская застава вошла в черту города.
После разрухи Гражданской войны возрождение города началось именно с Морского порта и Путиловского завода. В годы советской власти район был интересен не только бурно развивающейся промышленностью, но и с архитектурной точки зрения. Он стал тем местом, где началось строительство жилых домов и общественных зданий нового типа, в новом архитектурном стиле — конструктивизм.
В начале ХХ века к площади стала подступать многоэтажная застройка Нарвского и Старо-Петергофского проспектов.
В целом, после революции Нарвская застава становится полигоном архитектурных новаций в духе конструктивизма: жилой массив на Тракторной улице (1925—1927 годах, архитекторы А. И. Гегелло, А. С. Никольский, Г. А. Симонов), Дворец культуры имени А. М. Горького, фабрика-кухня, здание Кировского райсовета, Школа имени 10-летия Октября, Ушаковские бани.
В 1920-1990-х гг. площадь несколько раз благоустраивалась. В 1999 году, к 55-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда, на площади позади Нарвских ворот был установлен памятник маршалу Говорову, под командованием которого были проведены прорыв (1943 г.) и полное снятие блокады Ленинграда (1944 г.). Для памятника была использована скульптура, выполненная еще в 1945 г. скульптором В. Я. Боголюбовым.
Проспект Стачек до революции был частью Петергофской дороги, проходившей от города вдоль южного берега Финского залива. Он идет ломаной линией через череду площадей, и первый прямой участок длиной всего около полукилометра заканчивается площадью Кирова с памятником и зданием райсовета, хорошо видимых от Нарвских ворот.
Глухая стена уцелевшего доходника дореволюционной постройки украшена панно на революционную тему, которое выполнили студенты Мухинского училища в 1965 г.
Дворец искусств, первоначально Дом культуры Московско-Нарвского района, затем — Дворец культуры имени А. М. Горького — сформировал восточную сторону площади Стачек, продолжившей Нарвскую.
В 1928—1930 годах были построены Бани «Гигант» (Ушаковские) — одно из выдающихся произведений ленинградского конструктивизма, проект А. С. Никольского из числа его супрематических композиций, в частности, круглых бань со стеклянным куполом в Лесном. Расположены по адресу: улица Зои Космодемьянской, д. 7, лит. А.
Свое официальное название «Гигант» бани получили за огромную площадь — это была крупнейшая помывочная в Ленинграде, рассчитанная на 4000 посещений в день.
«Ушаковскими» в народе их начали называть в виду того, что до 1952 г. ул. Зои Космодемьянской имела название Ушаковская (её название происходило от фамилии купца А. М. Ушакова, который владел несколькими домами на улице). Сейчас бани не функционируют.
Сад Памяти Жертв расстрела 1905 года был разбит по проекту Р.Ф. Катцера в 1925-1928 годах. Его композиционным центром стала круглая площадка, от которой во все стороны расходились извилистые дорожки, вливающиеся в такую же живописную периметральную.
Вдоль дрожек были посажены куртины из кустарника. Важным элементом сада стал старинный пруд.
Тогда же вдоль проспекта Стачек была установлена узорчатая решетка, изготовленная по проекту Р.Ф. Мельцера в 1899-1901 гг. для ограды сада Зимнего дворца, разобранной в 1920 году. Вкомпонованные в неё двуглавые орлы и вензели Николая II были сняты.
Южнее сада практически вся застройка проспекта — послевоенная, 50-х годов.
Из нее выделяются два дома в стиле модерн — дом Овсянниковой и здание общества потребителей Путиловского завода, построенные в 1900-е годы.
Жив знаменитый Серафимовский городок (Серафимовский участок) — жилмассив эпохи авангарда в Кировском районе Санкт-Петербурга, он включает в себя застройку проспекта Стачек (дома 29-35), улицы Белоусова и Турбинной улицы.
Был построен в 1925—1928 годах, по проекту архитекторов А. И. Гегелло, А. С. Никольского и Г. А. Симонова — авторов возведённого в то же время к северо-западу от Серафимовского городка жилмассива на Тракторной улице.
Здания обоих жилмассивов имеют много общих черт, участвуя в организации данного участка важнейшей магистрали района — проспекта Стачек.
Это один один из первых опытов квартальной застройки. Трёхэтажные дома расположены по линиям трёх улиц, между ними — большой зелёный двор. Название связано с улицей Серафимовской (с 1923 вошла в улицу Трефолева) и храмом преподобного Серафима Саровского, стоявшего во дворе дома №15 по ул. Белоусова.
К слову, вышеуказанная, не менее знаменитая Тракторная улица, названа в 1926 году в память о выпуске первых тракторов на заводе «Красный путиловец» («Кировский завод»).
В 1934 году району было присвоено имя советского партийного деятеля Сергея Мироновича Кирова.
Через полгода после его убийства, в мае 1935 года по всей стране был объявлен конкурс на создание памятника Сергею Мироновичу. В конкурсе победили скульптор Николай Томский и архитектор Ной Троцкий. Торжественное открытие памятника состоялось 6 декабря 1938 года.
Во время Великой Отечественной войны Кировский район называли районом-фронтом, он находился в непосредственной близости к вражеским позициям. В районе были сосредоточены крупные оборонные предприятия, с началом войны на его улицах строились оборонительные сооружения, которые сохранились до наших дней.
В послевоенное время были выстроены здания в стиле «сталинского ампира». Хорошим его образцом является возведенный в начале 1950-х гг. между Новоовсянниковской и бывшей Новопроложенной улицами дом № 41, увенчанный башенкой-бельведером (архитекторы В.А. Каменский и В.И. Мочалов).
Неоклассический павильон станции метро «Нарвская» (арх. А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский) был открыт в 1955 году в составе первой очереди метрополитена «Автово — пл. Восстания».
По первоначальному проекту станция должна была называться «Сталинской» и иметь соответствующие оформление: бюст, панно, барельефы с изображением вождя.
Но после смерти Сталина проекты были подкорректированы, из запланированного было установлено только мозаичное панно «Сталин на трибуне» в торцевой стене подземного зала, да и оно в 1961 году было закрыто фальш-стеной.
Зеленый цвет ажурного медного декора наземного павильона замечательно перекликается с Нарвскими воротами.
Может быть интересным:
Группа жителей Обводного канала и окрестностей — https://vk.com/obvodniyspb
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский» — https://t.me/iLoveVOspb