Балтийский вокзал в Санкт-Петербурге: архитектура и история строительства

10.01.2021

Архитектура Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге — одна из запоминающихся и покоряющих сердце как гостей города, так и жителей. Сам вокзал находится в почётном возрасте: современное здание вокзала построено в 1855—1858 годах.

Расположен он на одноимённой площади по адресу набережная Обводного канала, 120. Стиль исполнения комплекса зданий — неоренессанс.

Возведение вокзала осуществлялось полностью за счет финансирования барона А. Л. Штиглица. Он вложил в это мероприятие 2 миллиона царских рублей

Балтийский вокзал петербург красивое фото
Современное здание Балтийского вокзала.
история балтийского вокзала петербурга
Балтийский вокзал. И. Шпрлемань, рис., 1860 г. Фото: «Citywalls»
Балтийский вокзал петербург старое фото
Альбом чертежей сооружений Российских железных дорог, 1872 год. Фото: «Citywalls»

Комплекс зданий выполнены по проекту архитектора Кракау Александра Ивановича в 1857 г.

Строительство железной дороги было начато в 1853 г., однако работы шли медленно, в частности —  из-за идущей тогда Крымской войны. В итоге они были даже приостановлены на один год, но после окончания войны активность процесса резко возросла.

С 1856 года к проектированию искусственных сооружений на Петергофской дороге приступил инженер-мостовик С. В. Кербебедз.

Вокзал был построен для железной дороги из Петербурга в Петергоф, поэтому до 1872 года назывался Петергофским.

Строительство осуществлялось под руководством двух баронов барон Штиглиц  и барон Фелейзин. Изначально пользоваться данным вокзалом могли только члены царской династии.

21 июля 1857 года состоялось торжественное открытие Петергофской железной дороги. Состав из 14 вагонов благополучно доставил 300 пассажиров из столицы до Петергофа за 1 час 10 минут.

Управляющим дорогой стал В. И. Бурдо, до этого являвшийся главным производителем работ на ее строительстве.

Балтийский вокзал петербург старое фото
Старая открытка Балтийского вокзала. 1913 год, фото ателье Карла Буллы.
Балтийский вокзал петербург старое фото
Фасад и поперечный разрез Балтийского вокзала. Чертежи, 1872 год. Фото: «Citywalls».
Балтийский вокзал петербург старое фото
Фасад и поперечный разрез Балтийского вокзала. Чертежи, 1872 год. Фото: «Citywalls»

В 1860—1870 годах частная Петергофская железная дорога была соединена новой линией с Красным Селом, а через него по Балтийской железной дороге — с Гатчиной, Нарвой, Ревелем (ныне Таллин) и Балтийским Портом.

19 декабря 1872 года на вокзал прибыл первый поезд из Ревеля, с этого времени вокзал стал называться Балтийским.

Вокзал по проекту архитектора А. И. Кракау был выполнен по тупиковой схеме. Он расположился на участке набережной Обводного канала по соседству с Варшавским вокзалом площадью около 12 тысяч кв.м.

Современное здание спроектировано архитектором А. И. Кракау в 1857 году.

Прототипом вокзала был  Восточный вокзал в Париже. Здание состояло из 3 частей: средней, слегка углубленной и двух флигелей по бокам.

Левый флигель предназначался для императорской семьи. В другом располагались билетные кассы, отделение для хранения багажа и помещения служащих. Оба боковых крыла соединялись крытым дебаркадером, вмещавших два рельсовых пути и три платформы.

Балтийский вокзал петербург старое фото
Петергофский (Балтийский) вокзал. Фото: «Citywalls»
Балтийский вокзал петербург старое фото
Балтийский вокзал, 1913 год.
Балтийский вокзал петербург старое фото
1913 год. Провожающие на перроне. Фото: «Citywalls»

Центральная часть вокзала снаружи украшена башенками и полукруглым витражным окном. Перроны имеют стеклянное перекрытие, в витраже фасада установлены действующие и поныне часы «Павел Буре».

Для входа предназначено 5 высоких дверей арочного типа, с двух сторон от которых расположены точно такие же окна.

Наружные подъезды и подходы к зданию вокзала были выполнены в виде двух самостоятельных пандусов с боковыми съездами, позволявшими экипажам въезжать под арочные ризалиты. Пассажиры проходили внутрь через арки-входы.

В 1931-1932г. здание было отреставрировано.

Во время реставрации в 30-х годах из-под купола убрали пути, закрыли дополнительные входы, а центральный сделали на месте трёхарочных окон.

Тогда же у вокзала появился первый электрический путь и вокзал стал работать только на пригородные направления.

Балтийский вокзал ленинград старое фото
Балтийский вокзал, 1929 год. Фото: «Citywalls».
балтийский вокзал ленинград старое фото
Балтийский вокзал. 1954-1956 гг. Фото: «Citywalls»

В 1955 году к левой части здания пристроили вестибюль станции метро «Балтийская», что нарушило общую симметрию.

Балтийский вокзал ленинград старое фото
Проект реконструкции. Вариант фасада на площадь у вокзала. 1950-е. Фото: «Citywalls»
Балтийский вокзал ленинград старое фото
Проект реконструкции. Развертка с площади у Балтийского вокзала, слева станция метро «Балтийская». Середина 1950-х гг. Фото: «Citywalls»

Стоит отметить, что вокзал практически не изменился с момента его снования.  В начале 2000-х годов вокзал был отреставрирован и в апреле 2003 года оснащён автоматической системой контроля оплаты проезда — турникетами.

До 13 декабря 2014 года вокзал не обслуживал поезда дальнего следования, однако в зимний период 2009—2010 г., в связи со снежными заносами части путей Витебского вокзала, некоторые поезда дальнего следования прибывали на Балтийский вокзал (например, из Риги).

С 14 декабря 2014 года по 14 февраля 2015 года вокзал обслуживал поезд дальнего следования Санкт-Петербург—Таллин.


 

Может быть интересно:

Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb

Южный Обводный канал в Петербурге — Ленинграде: несбывшийся проект историей в сотни лет

Из истории Варшавского вокзала Петербурга

Лиговский проспект в Петербурге — история возникновения и интересные факты


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»