Московское шоссе в Санкт-Петербурге — история появления и интересные факты

03.02.2021

История Московского шоссе в Санкт-Петербурге весьма занимательна, это одна из старейших дорог города, которая, к тому же, имеет несколько исторических топонимов.

Топоним «Московское шоссе» имеет 2 исторических значения

С 1830-х годов до 1950 года Московским шоссе называлось прямолинейное продолжение Обуховского (с 1878 Забалканского и с 1918 Международного) проспекта за административной границей города.

Соответственно, в 1878 году начало Московского шоссе переместилось от Новомосковского моста через Обводный канал к Московским воротам, а в 1910-е годы — к железнодорожному путепроводу Путиловской ветви за Рощинской улицей.

Фото: «Яндекс»

В 1950 году проспект Сталина объединил Международный проспект и прямолинейно продолжающий его участок Московского шоссе на отрезке от путепровода до развилки у Средней Рогатки (нынешняя площадь Победы).

С этого времени и по настоящее время началом Московского шоссе является площадь Победы, к которой оно примыкает под углом около 45° относительно Московского проспекта, отходя от него на юго-восток.

В свою очередь, трасса  М-10 «Россия» сейчас представляет собой магистральную автомобильную дорогу  федерального значения Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург.

Появилась она после основания Санкт-Петербурга, но и задолго до того существовали дороги, проходящие по значительной части этого маршрута.

Так, из Москвы до Новгорода, через Клин, Тверь, Торжок, Вышний Волочёк и Яжелбицы шёл Новгородский тракт.

В середине XX века дорога получила номер М-10, где литера М означала магистральная. Сейчас проходит по территории Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Фото: «Сitiwalls» Среднерогатский дворец» в конце XIX века
Фото: «Яндекс» Московская застава – Триумфальная арка – Забалканский проспект, Санкт-Петербург. Вид с аэростата, 1913 год.
Фото: «Яндекс» Площади Победы, 1973 год.

Но перейдём к истории.

В первой четверти XVIII века был проложен тракт из столицы к Сарской мызе (Царское Село), получивший название Царскосельская дорога. Её продолжение на Новгород и Москву в XVIII веке называлось, соответственно, Большая Московская дорога и Новгородская дорога.

В XIX веке Царскосельская дорога в пределах Петербургской губернии стала называться Московским шоссе.

Стоит отметить, что до 1917 года Московское шоссе было топонимом не городским, а исключительно пригородным. Однако, со временем и по мере раздвижения границ города начало шоссе смещалось на юг.

Фото: «Яндекс» Площадь Победы 1995
Фото: «Яндекс» Парк Городов-Героев (Пулковский парк) 2017
Фото: «Яндекс» Пулковский парк

В итоге, в 1878 году вместе с Московской заставой начало шоссе было перенесено от скотобойни у Обводного канала к Московским воротам.

В 1885 году городскую черту отодвинули вновь, на этот раз к железнодорожному путепроводу у Рощинской, и Московское шоссе стало начинаться у территории нынешнего завода «Электросила».

До начала 1917 года земли по обе стороны Московского шоссе до Средней Рогатки административно относились к Московской волости Петроградского уезда. Сразу после Февральской революции городская дума Петрограда инициировала процесс включения в черту города его ближайших рабочих окраин.

При монархии они имели промежуточный статус «пригородных участков» с двойным подчинением как городу, так и реликтовым волостям.

«Московская волость Петроградского уезда» исчезла, однако до переименования аннексированного городом участка шоссе дело не дошло, и с того времени Московское шоссе стало также и городским топонимом.

Фото: «Яндекс» НИИ им. академика А. Н. Крылова 2017
Фото: «Яндекс» Мясокомбинат им. С.М. Кирова 1935
Фото: «Яндекс» Ленинградский мясокомбинат им. С.М.Кирова 1938–1939

Вплоть до 1950 года Московское шоссе в пределах Ленинграда имело два отрезка: от путепровода до Средней Рогатки — как прямолинейное продолжение Международного проспекта, и от Средней Рогатки на юго-восток — как самостоятельная трасса, идущая от Средней Рогатки в сторону Москвы.

В 1950 году Международный проспект был переименован в проспект Сталина с присоединением к нему меридионального отрезка Московского шоссе вплоть до Средней Рогатки.

В 1933—1934 годах на Московском шоссе за Средней Рогаткой было возведено здание мясокомбината им. С. М. Кирова (д. 13, ныне ОАО «Самсон»).

В 1936—1941 годах построены жилые дома работников мясокомбината (д. 14-16, арх. А. А. Юнгер, К Н. Лебедев, А. Н. Сибиряков). В 1966—1967 годах в начале Московского шоссе сооружён жилой комплекс (д. 2-10, арх. С. Б. Сперанский).

Фото: «Яндекс» Московское шоссе
Фото: «Яндекс» Быки Скотопригонного двора, ныне Московское шоссе 13

Интересные факты:

  • В городской черте Санкт-Петербурга нумерация домов идёт по принятому порядку: от начала правая сторона — нечётная, левая — чётная. За КАД чётность сторон меняется местами.
  • Московское шоссе имеет статус объекта всемирного наследия.
  • Не обделено шоссе и достопримечательностями, среди них: Пулковский парк, церкви Георгия Победоносца и Рождества Христова в Пулковском парке, НИИ им. академика А. Н. Крылова, бывший мясокомбинат имени С. М. Кирова (АО «Самсон»), у ворот комбината Самсон установлены парные статуи быков работы В. И. Демут-Малиновского (1827), которые ранее украшали вход в Скотопригонный двор на Обводном канале (сейчас Петмол), а также лечебница А. Л. Эбермана,  дача Великого князя Бориса Владимировича и многие другиие обьекты.
  • В 1941—1944 годах у развилки между Пулковским шоссе и Московским шоссе проходил один из рубежей обороны города, здесь сохранены два дота.
Фото: «Яндекс» Быки у главного здания скотопригонного двора 1900–1910
Фото: «Яндекс» Быки на Московском шоссе, 13

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»