Когда появился знаменитый автовокзал на Обводном канале в Петербурге, что было на месте автовокзала на Обводном канале — об истории автовокзала на Обводном мы расскажем в статье ниже.
Идея строительства в Ленинграде нового автовокзала существовала у городских властей еще в первые послевоенные годы.
Функционировавший Автобусный вокзал № 1 на площади Мира (ныне – Сенная площадь), располагавшийся в здании бывшей гауптвахты, явно не справлялся со своими функциями.
Активный рост междугородних и пригородных автобусных перевозок требовал создания в городе современного, специально для этого спроектированного здания автобусного вокзала. Местом для возведения нового автовокзала был выбран Предтеченский рынок.
Так закончилась история знаменитой Лиговской барахолки и началась история Автобусного вокзала № 2.
Торжественное открытие нового ленинградского автовокзала состоялось 6 мая 1963 года. Здание Автовокзала № 2 проектировалось по первому классу (высшему по уровню комфорта и качества обслуживания) и было вдвое больше вокзала на площади Мира. На привокзальной площади были организованы крытые перроны отправления и прибытия автобусов (10 и 5 постов соответственно), а также стоянка для 32 автобусов.
Посты отправления были оборудованы двухсекционными светофорами, управляемыми с пульта диспетчера. Расчётная пропускная способность автовокзала составляла 480 автобусов в сутки.
Половину общего объёма здания занимал высокий вестибюль, остеклённый по всей высоте с трёх сторон и делившийся на два зала: ожидания и кассовый. Также в вестибюле располагались справочное бюро, почта, телеграф, междугородный телефон и киоск Союзпечати.
На первом этаже располагалась камера хранения багажа, диспетчерская, инкассаторский пункт и штаб народной дружины охраны общественного порядка.
На втором этаже находились служебные и подсобные помещения, комната матери и ребенка, кабинеты начальника вокзала и дежурного по вокзалу, комната билетной группы и комната отдыха автобусных бригад.
В помещении дежурного диспетчера вокзала располагались местный телефонный коммутатор, приборы радиотрансляционной связи с залом ожидания и привокзальной площадью, а также телетайп для связи с автовокзалами других городов.
На территории, непосредственно прилегающей к вокзалу, были построены две гостиницы на 300 постояльцев каждая. Частью номеров постоянно располагал автовокзал, используя их для размещения на отдых автобусных бригад иногородних автохозяйств.
В первой половине 1960-х годов на новый ленинградский автовокзал ежедневно прибывало и отправлялось 125-150 автобусов, обслуживавших 17 маршрутов общей протяженностью около 5 тыс. км. Только за первые 8 месяцев работы автовокзал обслужил 904330 человек, иначе говоря – свыше 3700 пассажиров в сутки.
В 1960-70-е годы от Автовокзала № 2 начинались автобусные маршруты, связывавшие Ленинград с городами Эстонии, Латвии, Литвы и Белоруссии, Псковской, Новгородской и Калининской областями, а также рядом отдалённых городов Ленинградской области.
По состоянию на 1985 год автовокзал обслуживал 58 междугородних маршрутов общей протяженностью 17,5 тыс. км.
К началу 1990-х построенный в 1960-х автовокзал устарел морально и физически.
В 1996 году Администрацией Санкт-Петербурга было принято решение о комплексной реконструкции Автовокзала. По первоначальным планам реконструкция должна была начаться в 1998 году, однако необходимые средства нашлись лишь в конце 2000 года.
Весной 2002 года первый этап реконструкции, включавший в себя обновление внутренней территории и посадочных перронов, был завершён. Следующим объектом внимания строителей стало здание автовокзала, однако спустя полгода из-за возникшего финансового дефицита работы были приостановлены.
Примечательно, что к этому моменту строители уже успели осуществить комплекс демонтажных работ снаружи и внутри здания, что не могло не сказаться на условиях труда персонала и качестве обслуживания пассажиров.
Вскоре у города нашлись средства на завершение работ, и к маю 2003 года реконструкция автовокзала была практически закончена. Торжественное открытие обновленного комплекса состоялось 19 мая в присутствии губернатора Санкт-Петербурга В. А. Яковлева.
На тот момент петербургский автовокзал обслуживал 57 междугородных и 12 международных маршрутов, отправляя и принимая около 4 тыс. пассажиров в сутки.
В ходе реконструкции вокзал незаметно утратил и свой номер. Дело в том, что автовокзал № 1 на площади Мира был закрыт ещё в 1987 году, и именовать автовокзал вторым, при отсутствии первого, было бы не логично.
Дальнейшему привлечению пассажиров и перевозчиков во многом препятствовало изначально неудачное расположение автовокзала – вдали от станций метро. Однако, накануне 2011 года эта проблема была решена: в пешеходной доступности от автовокзала была открыта 64-я станция Петербургского метрополитена «Обводный канал».
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»
История Лиговского Народного дома графини Паниной
«Нептун» на Обводном в Петербурге: история необычного здания
Дом Акимова-Перетца в Петербурге — история яркого здания у Сенной площади