История Предтеченского рынка (Лиговской барахолки), на месте которого сейчас расположен автовокзал, началась после Революции.
Рынок был расположен на Предтеченской улице (ныне – улица Черняховского) относительно неподалеку от набережной Обводного канала.
До 1952 года улица называлась Предтеченской по названию церкви Иоанна Предтечи, расположенной между Предтеченской улицей и Лиговским проспектом. А до 1871 года эта улица называлась Моховой-Каретной.
К настоящему времени как память об этом месте сохранилось официальное название автомобильного моста через Обводный канал, соединяющего улицы Тамбовскую и Черняховского, – Предтеченский мост.
В июле 1927 года Губоткомхоз (Ленинградский губернский отдел коммунального хозяйства) предложил для нового размещения толкучки пустырь на углу Екатеринославской (ныне – Днепропетровской) и Курской улиц, с выходом на Обводный канал. Президиум Ленинградского совета одобрил предложение отдела и утвердил это решение.
Планировка и строительство на месте нового рынка проводились в последующие годы. Так возник Предтеченский рынок, хорошо известный всем жителям Лиговки.
Будучи созданной в качестве места для торговли частными лицами, постепенно толкучка приобрела черты государственного предприятия.
Основной задачей была закупка продуктов у колхозов и продажа их горожанам. Можно сказать, что рынок выполнял функции современных оптовых баз. Кроме закупки фруктов и овощей у колхозов и совхозов, на рынке действовали пункты по заготовке молока и мяса.
Здесь проводился тщательный контроль за качеством сдаваемых продуктов. Работали медики и ветеринары. Из воспоминаний известно, что в предвоенные годы купчинские колхозники регулярно посещали Предтеченский рынок, сдавая туда свою сельхозпродукцию, а также молоко.
В 1930-х годах вход на рынок красочно обрамляли надписи: «Первая колхозная ярмарка», «По-большевистски организовать товарооборот между городом и деревней, городу – миллион центнеров сельскохозяйственных продуктов, деревне – на миллиарды рублей товаров», «Широко развернув советскую колхозную торговлю – улучшим благосостояние трудящихся города и деревни».
Как и раньше, рынок продолжал выполнять функции толкучки. В отдельные базарные дни пространства рынка не хватало и торгующие занимали места, выстраиваясь в ряд на набережной Обводного канала.
Собственно, схожую картину можно было увидеть на проспекте Славы в начале 1990-х, на Бухарестской улице у нынешней станции метро «Международная» до 2012 года, ну а в наши дни бойкая торговля происходит по выходным у железнодорожной платформы «Сортировочная».
Во время Великой Отечественной рынок в качестве толкучки продолжил выполнять свои функции.
Однако товар уже был иной. Здесь меняли всё на хлеб. Кроме того, на территории рынка было несколько пунктов по отовариванию карточек на хлеб, масло, крупы и прочие продукты.
Сохранились воспоминания о том, что на рынке существовал специальный пункт (ларёк), где на мясные карточки (пока таковые ещё действовали) давали студень.
На один мясной талон давали 300 грамм студня. Из чего был сделан этот деликатес, в те годы не задумывались.
Неоднократно рынок попадал под вражеские обстрелы. В один из обстрелов снаряд угодил прямо в ларёк со студнем, в который стояла большая очередь.
После войны Предтеченский рынок функции заготовительной базы практически уже не выполнял, а превратился в обычный рынок с элементами барахолки. Так продолжалось до начала 1960-х годов, когда городскими властями было принято решение о строительстве Автобусного вокзала № 2.
К этому времени уже несколько лет функционировавший Автобусный вокзал № 1 на площади Мира (ныне – Сенная площадь), располагавшийся в здании бывшей гауптвахты, однако он явно не справлялся со своими функциями.
Местом для возведения нового автовокзала был выбран Предтеченский рынок. Так закончилась история Лиговской барахолки и началась история Автобусного вокзала № 2.
Может быть интересно:
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/ilovevospb
Лиговский канал: история создания одного из старейших водоёмов Петербурга
История пивзавода Дурдина на Курляндской улице
История появления Боровой улицы в Петербурге