Таракановский мост через Обводный канал: история, конструкция и интересные факты

08.02.2021

История Таракановского моста через Обводный канал очень интересна: начиная с названия моста и заканчивая его расположением.

Таракановский пешеходный мост-теплопровод перекинут через Обводный канал в створе улицы Циолковского в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Безымянный остров и левый берег Обводного канала.

Выше по течению находится Краснооктябрьский мост, ниже — Борисов мост.

Фото: «Patsvu»  Мост через Таракановку 1927–1933 г.
Фото: «Patsvu»  Обводный канал у Таракановки после реконструкции 1929–1931 г.
Фото: «Patsvu» Таракановский мост. Санкт — Петербург. 1973 г.

Своим названием мост обязан расположенной рядом Таракановской улице, современное название —  улица Циолковского (с 1952 г.), которая в свою очередь получила название от протекавшей на этом месте речки Таракановки.

Эта речка соединяла собой воды Екатерингофки и Фонтанки и была названа в честь фамилии одного из местных землевладельцев. В 1907—1908 годах её частично засыпали, и между набережными Фонтанки и Обводного канала образовалась Таракановская улица.

Русло реки от Обводного канала до Екатерингофского парка было засыпано при строительстве ДК им. Горького к 1927 году.

Напомним, что в одной из прошлых статей, мы рассказывали про судьбу самой речки. В своё время через Таракановку было перекинуто целых 6 мостов.

В XIX веке название Таракановский носили несколько мостов через Таракановку, но после засыпки участка реки от Фонтанки до Бумажного канала все они были разобраны. В настоящее время остался лишь один Таракановский мост —  через Обводный канал.

Фото: «Patsvu»  Таракановский бульвар 1935 г.
Фото: «Patsvu»  Обводный канал. Таракановский мост 1975 г.
Фото: «Patsvu»  После засыпки русла Таракановки на месте нынешней улицы Циолковского

Первоначально, был построен деревянный пешеходный мост. Его возвели в 1933 году через Обводный канал напротив завода «Красный треугольник» и Таракановского бульвара. К 1933 мост представлял собой деревянное семипролётное сооружение.

Средний пролёт старого моста имел дощатую гвоздевую ферму, что отличало мост от всех остальных переправ в городе – это был единственный мост в Ленинграде, имевший такую конструкцию. Чтобы постройка простояла много лет, дощатая средняя часть была обработана антисептическим веществом – креозотом.

Старый деревянный мост существовал до середины 1980-х годов и затем был разобран. Существующий мост построен в 1974—1975 годах по проекту инженера «Ленгилроинжпроекта» А. Д. Гутцайта.

Вместо старой мостовой вырос однопролетный балочный металлический мост. Новый мост имел длину 2,5 м, ширину 3,5 м

Фото: «Patsvu» Таракановский мост. Санкт — Петербург. Общий вид.1976 г.
Фото: «Patsvu»  Завод «Красный треугольник» 1980–1990 г.

Пролётное строение выполнено в виде двух металлических балок двутаврового сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса. Устои из монолитного железобетона на свайном основании, облицованы гранитными плитами. Опоры выдвинуты из линии набережной в русло и сопрягаются с ними плавными кривыми.

Главным украшением Таракановского моста стали установленные на его устоях четыре металлических торшера освещения, с четырехгранными фонарями классического стиля. Это проект архитектора А.Б. Лебединской. Фонари являются ярким дополнением к оформлению входов на этот небольшой мостик.

Фото: «Patsvu»  Таракановский мост 1988–1989 г.
Фото: «Patsvu»  Торшеры Таракановского моста 1988–1989 г.

Интересные факты:

Фото: «Patsvu» Мост-переход по набережной Обводного канала между домами 134 и 136
Фото: «Patsvu» Работы в воронке от фугасной бомбы, вблизи крытого моста через бывшую реку Таракановку. 10 сентября 1941 г.
Фото: «Яндекс» 2018
Фото: «Яндекс»
Фото: «Яндекс»

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»