История Таракановского моста через Обводный канал очень интересна: начиная с названия моста и заканчивая его расположением.
Таракановский пешеходный мост-теплопровод перекинут через Обводный канал в створе улицы Циолковского в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Безымянный остров и левый берег Обводного канала.
Выше по течению находится Краснооктябрьский мост, ниже — Борисов мост.
Своим названием мост обязан расположенной рядом Таракановской улице, современное название — улица Циолковского (с 1952 г.), которая в свою очередь получила название от протекавшей на этом месте речки Таракановки.
Эта речка соединяла собой воды Екатерингофки и Фонтанки и была названа в честь фамилии одного из местных землевладельцев. В 1907—1908 годах её частично засыпали, и между набережными Фонтанки и Обводного канала образовалась Таракановская улица.
Русло реки от Обводного канала до Екатерингофского парка было засыпано при строительстве ДК им. Горького к 1927 году.
Напомним, что в одной из прошлых статей, мы рассказывали про судьбу самой речки. В своё время через Таракановку было перекинуто целых 6 мостов.
В XIX веке название Таракановский носили несколько мостов через Таракановку, но после засыпки участка реки от Фонтанки до Бумажного канала все они были разобраны. В настоящее время остался лишь один Таракановский мост — через Обводный канал.
Первоначально, был построен деревянный пешеходный мост. Его возвели в 1933 году через Обводный канал напротив завода «Красный треугольник» и Таракановского бульвара. К 1933 мост представлял собой деревянное семипролётное сооружение.
Средний пролёт старого моста имел дощатую гвоздевую ферму, что отличало мост от всех остальных переправ в городе – это был единственный мост в Ленинграде, имевший такую конструкцию. Чтобы постройка простояла много лет, дощатая средняя часть была обработана антисептическим веществом – креозотом.
Старый деревянный мост существовал до середины 1980-х годов и затем был разобран. Существующий мост построен в 1974—1975 годах по проекту инженера «Ленгилроинжпроекта» А. Д. Гутцайта.
Вместо старой мостовой вырос однопролетный балочный металлический мост. Новый мост имел длину 2,5 м, ширину 3,5 м
Пролётное строение выполнено в виде двух металлических балок двутаврового сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса. Устои из монолитного железобетона на свайном основании, облицованы гранитными плитами. Опоры выдвинуты из линии набережной в русло и сопрягаются с ними плавными кривыми.
Главным украшением Таракановского моста стали установленные на его устоях четыре металлических торшера освещения, с четырехгранными фонарями классического стиля. Это проект архитектора А.Б. Лебединской. Фонари являются ярким дополнением к оформлению входов на этот небольшой мостик.
Интересные факты:
- Одна из городских легенд гласит, что если тихой ночью встать под арку Нарвских ворот, то можно услышать журчание речки Таракановки.
- Еще один артефакт Таракановки – это безымянный мост-переход по набережной Обводного канала между домами 134 и 136. Он соединял корпуса завода «Треугольник», находившиеся на разных берегах Таракановки.