Расстанная улица — одна из старейших в Петербурге, уже не один век она называется так по причине изначально заложенного смысла.
Улица тянется на восток от Боровой улицы до Расстанного проезда и Волковского православного кладбища.
По имени улицы также был назван Расстанный мост, наведённый в месте её пересечения с рекой Волковка.
Сегодняшнее название улицы — Расстанная — имеет несколько версий возникновения.
По одной версии, современное наименование появилось благодаря трактиру с названием «Расстанье».
В те времена здесь находились поселения государственных крестьян.
Здесь же было Волково кладбище, которое было названо в честь деревни и заложено также в 18-ом веке: предназначалось для погребения бедных – их свозили на кладбище со всех концов города..
К воротам кладбища вела дорога, по ее сторонам предприниматели выстроили мастерские для изготовления надгробий, лавки для продажи цветов, венков и других предметов для погребения, в том числе, и упомянутый трактир «Расстанье».
В связи с этим, есть предположение, что его название и стало распространяться на всю улицу
Согласно иной версии, сама дорога, с ее основным назначением — именно по ней провожали в последний путь — и получила «говорящее» название, сопоставимое по смыслу — от глагола «расставаться».
Это была последняя улица города, по которой везли умершего перед окончательным расставанием. Дорога эта шла между Лиговским каналом и Волковым кладбищем.
Волково кладбище, получившее свое название от ближайшей деревни, основано по сенатскому указу в 1756 году. Оно предназначалось для погребения бедных, которых свозили сюда со всех концов города.
Со временем Волковое кладбище стало местом захоронения известных деятелей культуры России.
В 1939 году участок с этими захоронениями был передан Музею городской скульптуры и вошел в обиход под названием Некрополь «Литераторские мостки».
Однако такое название у улицы было не всегда, и даже улицей она не всегда являлась.
В период с 1798—1822 годы она называлась Волковская улица, затем с 1821 по 1830 год именовалась — Расстанный переулок (в орфографии начала 1830-х годов — Разстанной переулок), и уже с 1836 года наконец обрела современное название — Расстанная улица.
Первоначально она была проложена по лесной/полевой дороге, которая являлась ответвлением от тракта, который проходил севернее Лиговского канала, на восток, в сторону Волковой деревни и одноимённого кладбища.
Тракт возник в XVIII веке, он соединял две главные ямские слободы, которые обслуживали транспортные нужды столицы: Вологодскую за юго-западной окраиной города и Московскую в городской черте, к северу от Обводного канала, в районе Разъезжей улицы.
Прямой угол, под которым Расстанная улица отходит от Боровой улицы и затем пересекает Лиговский проспект (на месте одноимённого канала) и Безымянную (с 1858 — Тамбовскую) улицу, указывает на то, что её трассировка возникла не спонтанно, а в соответствии с принципом регулярной планировки, который был определён в 1762–1763 годах «Комиссией для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы».
Проезд от ямского тракта (Боровой улицы) к Волкову кладбищу, пересекающий Лиговский канал и формирующий южную границу Адмиралтейской части, показан уже на карте Петербурга 1777 года.
Далее, после образования в 1782 году Каретной части в числе 11 новых административно-полицейских единиц столицы, трассировка этого проезда на картах корректируется, с изменением угла его примыкания к Боровой улице на строго прямой.
Волковская улица (как она была изначально названа), сформировала южную границу участка застройки как Каретной части, так и всего города в границах на начало XIX века, пройдя по северному краю Волковского поля — угодьям Волковой деревни — к уже существовавшему на тот момент Волковскому кладбищу.
При трассировке Волковской (будущей Расстанной) улицы на месте перехода Боровой улицы в Песчаную (будущую Черниговскую) образовался видимый на картах 1830-х годов излом: угол между Волковской и Песчаной улицами оказался меньше прямого.
Впоследствии, в 1880-е годы, при прокладке Виндаво-Рыбинской железной дороги, этот излом был усугублён: чтобы обеспечить возведение железнодорожного моста над проезжей частью, Боровую улицу немного продлили на юг, сделав в её конце два поворота под углом, близким к прямому.
Тем самым Черниговская и Боровая улицы лишились соосности, а Расстанная улица «потеряла» угол с бывшей Песчаной и стала примыкать только к Боровой
Первыми крупнейшими каменными постройками на Расстанной улице стали здания богадельни Купеческого общества, возведённые на участке дома №20 в 1831 году.
Насельники этого богоугодного заведения, осуществлявшего призрение оставшихся без потомков представителей купеческого сословия, расставались со своими скончавшимися соседями по их последнему земному пристанищу, отправляя дроги с их гробами в последний путь по Расстанной улице на Волково кладбище.
Богаделенские ряды являются одними из старейших и наиболее протяжённых на кладбище.
Этот ряд захоронений примыкает к ближайшей от входа и крупнейшей церкви Спаса Нерукотворного образа (построена в 1759; в 1795 разобрана; новый каменный храм возведён в 1837–1842 годах) и тянется до самой ограды кладбища.
На Расстанной улицы находятся объект культурного наследия, такие как например — Дом престарелых и увечных граждан (Николаевский дом призрения) — по адресу: Расстанная улица, 20, 20А, Тамбовская улица, 80, 82, само Волковское православное кладбище и Некрополь «Литераторские мостки» также имеют данный статус.
Современный адрес бывшего Николаевского дома призрения числится только по Тамбовской и занимает здание больницы при данном, которое было построенно в 1890—1891 годах по проекту В. И. Баранкеева.
Кроме того, здесь расположена часовня Архистратига Михаила (полное название: часовня во имя св. Архистратига Божия Михаила при Северо-Западном Управлении МВД на транспорте).Она приписана к Крестовоздвиженскому казачьему собору на Лиговском проспекте и находится по адресу: ул. Расстанная, д. 13.
Построена была сравнительно недавно, в 2001 году, всего за три месяца, силами сотрудников Управления МВД, по проекту архитекторов А.И. Кицупы, Г.А. Рыбакова и А.В. Михалычева.
Может быть интересным:
Слон, гуляющий по Васильевскому острову
«Контрагентство Суворина» — монополист в печатной торговле на Императорской ж/д
Ленинградский трамвай — 1987 и Ханс Орлеманс
Новости Петербурга в Телеграм — по ссылке