Станция метрополитена «Фрунзенская» в Петербурге: история, конструкция и интересные факты

20.01.2021

История станции метрополитена «Фрунзенская» в Петербурге началась в  1961 году. Своим названием она обязана известному военачальнику Красной армии Михаилу Васильевичу Фрунзе, а также по находящемуся вблизи универмагу «Фрунзенский».

Расположена на Московско-Петроградской линии между станциями «Московские ворота» и «Технологический институт» и находится в составе участка «Парк Победы» — «Технологический институт».

Станция метрополитена "Фрунзенская"
Фото: «Citywalls» Открытие станции. 1961 г.
Станция метрополитена "Фрунзенская"
Фото: «Citywalls»  Станция до реконструкции

Станция построена по проекту архитектора Бориса Николаевича Журавлева. Архитекторами самого павильона станции были Арон Соломонович Гецкин и Валентина Петровна Шувалова.

Появление данной станции возникло в связи с ростом Московского района в 1950-е гг.. из-за чего возникла острая необходимость в расширении сети городского транспорта.

Строительство Московско-Петроградской линии, куда входит станция метро «Фрунзенская», началось в 1958 году. Это произошло после выхода постановления №1871 ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Данное постановление ставило в приоритет типовое и более экономное проектирование зданий и сооружений.

Станция метрополитена «Фрунзенская»  была открыта 29 апреля 1961 года. Здание павильона станции относится к типовым и построена аналогично станциям — «Парк Победы»«Электросила».

Станция метрополитена "Фрунзенская"
Фото: «Citywalls»  Общий вид станции
Фото: «Citywalls» Конструкция

Все эти сооружения похожи друг на друга и имеют круглую форму, характерный купол и застеклённые входы, но и такой тип станций не лишен украшательства, их выразительность обеспечена подбором и сочетанием простых мотивов и форм.

Наземный павильон располагается на Московском проспекте между домами № 65 и 73, недалеко от набережной Обводного канала.

Использовано сочетание гладкой матовой поверхности стен с горизонтальной лентой сплошь остекленных входов и асимметрично расположенного киоска. Экстерьер и интерьер оживляют конструктивные детали — переплеты дверей и витрин из алюминия. Здание отнесено в сторону от проезжей части проспекта с целью рассредоточения потока пассажиров.

Станция метрополитена "Фрунзенская"
Фото: «Citywalls»  Станция «Фрунзенская». Перронный зал 1965 г.
Станция метрополитена "Фрунзенская"
Фото: «Citywalls»  Станция метро «Фрунзенская» 1961 г.

Подземный павильон относится к станциям пилонного типа с укороченным центральным нефом (залом) глубокого заложения (глубина ≈ 39 м). Подземный зал сооружён по проекту архитектора Б. Н. Журавлёва (мастерская № 6 института «Ленпроект»). Облицован зал белым полированным мрамором,  с узкой полоской красного мрамора по верху.

Стоит отметить, что архитектор отказался от обилия декоративных мотивов. Массивные пилоны, разделяющие подземный зал на три галереи, имеют расширяющийся книзу цоколь. В торце центральной галереи — барельеф с изображением М. В. Фрунзе на коне, выполненный  скульптором В. И. Сычёввым.

Торцевую часть центрального зала украшает барельеф из алюминия и красной смальты, с изображением М. В. Фрунзе на коне, в окружении красноармейцев и на фоне боевых знамён (скульптор В. И. Сычёв). Рельеф исполненный из из белого анодированного алюминия. Фоном служит большие рельефные знамена из красной смальты (мозаика). 

Станция метрополитена "Фрунзенская"
Фото: «Citywalls»
Станция метрополитена "Фрунзенская"
Фото: «Citywalls»  2015 г.
Станция метрополитена "Фрунзенская"
Фото: «Citywalls»  2012 г.

Перронный зал выполнен просто: пилоны, облицованные белым мрамором, расширяются вверх, путевые стены были покрыты кафельной плиткой, позже заменены на мрамор. Наклонный ход, содержащий три эскалатора, расположен в северном торце центрального зала.

В 2005 году было заменено освещение. В мае 2006 года произведены работы по обновлению остекления станции. С декабря 2010 по март 2012 года на станции производились работы по замене покрытия полов и кафельной плитки на стенах мраморной облицовкой.

Интересные факты:

  1. Изначально станция метро «Фрунзенская» в проекте называлась «Обводной канал».
  2. Вместо барельефа М. В. Фрунзе с красноармейцами в проекте планировалось другое украшение — портрет В. И. Ленина и текст: «Все силы на выполнение семилетки!».
  3. Властями Петербурга на месте вестибюля станции метро «Фрунзенская» планировалось построить новое современное здание единого диспетчерского центра управления городским транспортом. В этом здании должны были располагаться диспетчерские службы управления метрополитеном, автобусами, троллейбусами и трамваями. Подобный центр должен был объединить в одном здании все службы, что могло бы помочь улучшить взаимодействие всего муниципального транспорта Петербурга.
Станция метрополитена "Фрунзенская"
Фото: «Яндекс»
Станция метрополитена "Фрунзенская"
Фото: «Яндекс»
Станция метрополитена "Фрунзенская"
Фото: «Citywalls»  Название на путевой стене (до замены плитки на мрамор)

В ближайшее время «Фрунзенскую» ждут коренные преобразования: на месте привычного павильона появится пятиэтажное здание.

новый павильон фрунзенской петербург

 

Может быть интересным:

Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb

Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb

Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина» 

Загородный проспект Санкт-Петербурга: фотографии конца 19-го — начала 20-го веков

Южный Обводный канал в Петербурге — Ленинграде: несбывшийся проект историей в сотни лет

Старые атмосферные фото Бассейной улицы в Санкт-Петербурге

 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»