История станции метрополитена «Фрунзенская» в Петербурге началась в 1961 году. Своим названием она обязана известному военачальнику Красной армии Михаилу Васильевичу Фрунзе, а также по находящемуся вблизи универмагу «Фрунзенский».
Расположена на Московско-Петроградской линии между станциями «Московские ворота» и «Технологический институт» и находится в составе участка «Парк Победы» — «Технологический институт».
Станция построена по проекту архитектора Бориса Николаевича Журавлева. Архитекторами самого павильона станции были Арон Соломонович Гецкин и Валентина Петровна Шувалова.
Появление данной станции возникло в связи с ростом Московского района в 1950-е гг.. из-за чего возникла острая необходимость в расширении сети городского транспорта.
Строительство Московско-Петроградской линии, куда входит станция метро «Фрунзенская», началось в 1958 году. Это произошло после выхода постановления №1871 ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Данное постановление ставило в приоритет типовое и более экономное проектирование зданий и сооружений.
Станция метрополитена «Фрунзенская» была открыта 29 апреля 1961 года. Здание павильона станции относится к типовым и построена аналогично станциям — «Парк Победы», «Электросила».
Все эти сооружения похожи друг на друга и имеют круглую форму, характерный купол и застеклённые входы, но и такой тип станций не лишен украшательства, их выразительность обеспечена подбором и сочетанием простых мотивов и форм.
Наземный павильон располагается на Московском проспекте между домами № 65 и 73, недалеко от набережной Обводного канала.
Использовано сочетание гладкой матовой поверхности стен с горизонтальной лентой сплошь остекленных входов и асимметрично расположенного киоска. Экстерьер и интерьер оживляют конструктивные детали — переплеты дверей и витрин из алюминия. Здание отнесено в сторону от проезжей части проспекта с целью рассредоточения потока пассажиров.
Подземный павильон относится к станциям пилонного типа с укороченным центральным нефом (залом) глубокого заложения (глубина ≈ 39 м). Подземный зал сооружён по проекту архитектора Б. Н. Журавлёва (мастерская № 6 института «Ленпроект»). Облицован зал белым полированным мрамором, с узкой полоской красного мрамора по верху.
Стоит отметить, что архитектор отказался от обилия декоративных мотивов. Массивные пилоны, разделяющие подземный зал на три галереи, имеют расширяющийся книзу цоколь. В торце центральной галереи — барельеф с изображением М. В. Фрунзе на коне, выполненный скульптором В. И. Сычёввым.
Торцевую часть центрального зала украшает барельеф из алюминия и красной смальты, с изображением М. В. Фрунзе на коне, в окружении красноармейцев и на фоне боевых знамён (скульптор В. И. Сычёв). Рельеф исполненный из из белого анодированного алюминия. Фоном служит большие рельефные знамена из красной смальты (мозаика).
Перронный зал выполнен просто: пилоны, облицованные белым мрамором, расширяются вверх, путевые стены были покрыты кафельной плиткой, позже заменены на мрамор. Наклонный ход, содержащий три эскалатора, расположен в северном торце центрального зала.
В 2005 году было заменено освещение. В мае 2006 года произведены работы по обновлению остекления станции. С декабря 2010 по март 2012 года на станции производились работы по замене покрытия полов и кафельной плитки на стенах мраморной облицовкой.
Интересные факты:
- Изначально станция метро «Фрунзенская» в проекте называлась «Обводной канал».
- Вместо барельефа М. В. Фрунзе с красноармейцами в проекте планировалось другое украшение — портрет В. И. Ленина и текст: «Все силы на выполнение семилетки!».
- Властями Петербурга на месте вестибюля станции метро «Фрунзенская» планировалось построить новое современное здание единого диспетчерского центра управления городским транспортом. В этом здании должны были располагаться диспетчерские службы управления метрополитеном, автобусами, троллейбусами и трамваями. Подобный центр должен был объединить в одном здании все службы, что могло бы помочь улучшить взаимодействие всего муниципального транспорта Петербурга.
В ближайшее время «Фрунзенскую» ждут коренные преобразования: на месте привычного павильона появится пятиэтажное здание.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»
Загородный проспект Санкт-Петербурга: фотографии конца 19-го — начала 20-го веков
Южный Обводный канал в Петербурге — Ленинграде: несбывшийся проект историей в сотни лет
Старые атмосферные фото Бассейной улицы в Санкт-Петербурге